Исследование «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021» подготовлено аналитическим агентством «РБК Исследования рынков» в августе-декабре 2021 года. Исследование состоит из следующих основных частей: экспертные интервью, макроэкономический обзор в условиях пандемии COVID-19, анализ рынка бизнес-образования в России и его структуры, рейтинги бизнес-школ, потребительское поведение на рынке бизнес-образования в России и других разделов. Основу исследования составили анкеты ведущих игроков рынка и их экспертные интервью – в ходе проведения исследования было получено 35 экспертных интервью и анкет от бизнес-школ, занимающих более 50% рынка MBA России. Макроэкономический обзор включает анализ текущей макроэкономической ситуации в период пандемии и ограничений из COVID-19, а также прогноз восстановления российской экономики на 2021-2023 гг. Экспертные интервью ведущих игроков рынка включают в себя мнения представителей ведущих бизнес-школ России о развитии рынка MBA и бизнес-образования в целом, разработке новых программ обучения для текущих условий, тенденциях и прогнозах на 2022-2023 гг. В исследовании содержится информация об объеме и динамике рынка МВА-образования в России, структуре клиентов в бизнес-школах и географической структуре рынка. Отдельное внимание уделено рейтингам бизнес-школам и отдельным программ бизнес-образования. В исследовании приняли участие 37 бизнес-школ, они предоставили данные по 115 программам MBA, EMBA и DBA. По оценкам экспертов российского рынка бизнес-образования и аналитиков «РБК Исследований рынков» эти школы составлют порядка 70% рынка по количеству студентов. Потребительское поведение на рынке МВА включает в себя информацию о портрете потребителя программ МВА в России, приоритетных странах для получения бизнес-образования, ожиданиях от программ бизнес-образования, планах по обучению и узнаваемость российских бизнес-школ. Исследование будет полезным как для руководителей бизнес-школ, так и для потенциальных и действующих слушателей программ MBA, EMBA и DBA. |
|||||||||
Оглавление | 3 |
Обобщенные результаты опроса российских бизнес-школ | 5 |
Экспертные интервью | 35 |
Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова | 35 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 38 |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 42 |
Московская школа управления СКОЛКОВО | 45 |
Высшая экономическая школа СПбГЭУ | 48 |
Банковский институт НИУ ВШЭ | 51 |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 54 |
Школа IT-Менеджмента ИЭМИТ РАНХиГС | 58 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России | 61 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 64 |
Центр налогового администрирования и финансового управления ИЭМИТ РАНХиГС | 67 |
Высшая школа управления и инноваций МГУ им. М.В. Ломоносова | 70 |
Факультет международных программ МВА Института Общественных Наук РАНХиГС | 72 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 79 |
АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК» | 83 |
Moscow Business School | 87 |
БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова | 91 |
Бизнес-школа ИМИСП | 94 |
Бизнес-школа AMI | 97 |
Высшая школа бизнеса НГУЭУ | 101 |
Бизнес-школа EMAS | 105 |
Международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 110 |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 114 |
Плехановская школа бизнеса «Integral» | 120 |
Школа бизнеса «Синергия» | 124 |
Стокгольмская школа экономики | 128 |
Академия управления ШЭМ ДВФУ | 132 |
Байкальская международная бизнес-школа | 135 |
Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова | 137 |
Академия PwC | 140 |
Урало-Сибирский институт бизнеса | 144 |
Образовательная платформа «Нетология» | 146 |
Академия бизнеса EY | 149 |
Русская школа управления | 153 |
City Business School | 156 |
Экономика в условиях пандемии коронавируса COVID-19 | 160 |
Текущая макроэкономическая ситуация | 160 |
Курс рубля и цены на нефть | 160 |
Ключевые индикаторы социальной сферы | 163 |
Состояние деловой активности | 167 |
Розничная торговля и общественное питание | 168 |
Прогноз восстановления российской экономики на 2021-2023 гг. | 170 |
Ключевые тенденции рынка МВА | 174 |
Рынок MBA и бизнес-образования России | 175 |
Структура рынка | 175 |
Объем и динамика рынка | 177 |
Основные игроки на рынке бизнес-образования | 178 |
Прогноз развития рынка | 180 |
Онлайн-сегмент бизнес-образования | 182 |
Аккредитации российских бизнес-школ | 182 |
Стоимость и продолжительность обучения по программам бизнес-образования | 184 |
Рейтинги бизнес-школ и программ бизнес-образования | 185 |
Рейтинг бизнес-школ по доле корпоративных клиентов | 185 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по стоимости обучения | 187 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников | 188 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников в 2020-2021 гг. | 189 |
Рейтинг бизнес-школ по стоимости обучения | 191 |
Рейтинг бизнес-школ по числу выпускников программ | 192 |
Потребительское поведение на рынке MBA и бизнес-образования | 194 |
Портрет потребителя программ МВА | 194 |
Имеющееся образование | 195 |
Страны получения бизнес-образования | 197 |
Планы по получению образования MBA | 197 |
Ожидания от программ бизнес-образования | 198 |
Узнаваемость российских бизнес-школ | 200 |
Обучение россиян на программах MBA в зарубежных странах | 204 |
Анализ спроса на MBA программы по данным поисковых систем | 207 |
MBA и крупнейшие компании России | 209 |
Список диаграмм | 213 |
Список таблиц | 215 |
Рис. 1. Динамика цен на нефть марки Brent, январь 2016 г. – октябрь 2021 г., прогноз на II полугодие 2021 г. – II полугодие 2022 г., долл. за баррель | 160 |
Рис. 2. Динамика курса доллара США и евро, январь 2015 г. – октябрь 2021 г., ₽ | 161 |
Рис. 3. Помесячная динамика курса доллара США, январь 2016 г. – октябрь 2021 г., прогноз на II полугодие 2021 г. – II полугодие 2022 г., ₽ | 162 |
Рис. 4. Годовая динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2020 гг., % | 164 |
Рис. 5. Квартальная динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, IQ 2018-IIQ 2021 гг., % | 164 |
Рис. 6. Динамика задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, РФ, 2009 – 2021 гг., ₽ млрд, % | 165 |
Рис. 7. Динамика уровня безработицы населения в возрасте 15-72 лет, 2009 2020 гг., тыс. чел., % | 166 |
Рис. 8. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет, I квартал 2019 – август 2021 гг., % | 166 |
Рис. 9. Годовая динамика индекса промышленного производства, 2010-2020 гг., % к прошлому году | 167 |
Рис. 10. Месячная динамика индекса промышленного производства, 2020 – 2021 гг., % к соответствующему месяцу прошлого года | 168 |
Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в 2014 – 2020 гг., ₽ млрд (в сопоставимых ценах), % | 169 |
Рис. 12. Прирост оборота розничной торговли в России, 2020 – 2021 гг., % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года | 169 |
Рис. 13. Структура розничной торговли в России, 2014 – 2020 гг., % | 170 |
Рис. 14. Прогноз российского ВВП на 2021-2023 гг., ₽ млрд в ценах 2016 года, % | 171 |
Рис. 15. Прогноз индекса потребительских цен на 2021-2023 гг., % | 171 |
Рис. 16. Прогноз реальных располагаемых доходов населения РФ на 2021-2023 гг., % | 172 |
Рис. 17. Прогноз оборота розничной торговли на 2021-2023 гг., ₽ млрд в ценах 2020 года, % | 172 |
Рис. 18. Общая структура выпускников программ MBA, EMBA и DBA за все годы существования подобных программ в России | 175 |
Рис. 19. Структура клиентов в бизнес-школах (только программы MBA, EMBA и DBA), 2020-2021 гг., % | 176 |
Рис. 20. Географическая структура МВА по количеству обучающихся, 2020-2021 гг., % | 176 |
Рис. 21. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу обучающихся, 2018-2021 гг., чел., % | 177 |
Рис. 22. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу выпускников, 2018-2021 гг., чел., % | 177 |
Рис. 23. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2018-2021 гг., млрд руб., % | 178 |
Рис. 24. Доли игроков на рынке бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2021 г., % | 179 |
Рис. 25. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу обучающихся, 2021-2022 гг., чел., % | 180 |
Рис. 26. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу выпускников, 2021-2022 гг., чел., % | 181 |
Рис. 27. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2021-2022 гг., млрд руб., % | 181 |
Рис. 28. Доля выпускников онлайн-программ, 2020-2022 гг., % | 182 |
Рис. 29. Наличие аккредитаций/участие в рейтингах бизнес-школ, 2021 г., % от общего количества опрошенных бизнес-школ | 183 |
Рис. 30. Средняя стоимость программ бизнес-образования в зависимости от наличия одной из аккредитаций (НАСДОБР, AMBA, AACSB, EQUIS EFMD, CEEMAN), 2021 г., руб. | 184 |
Рис. 31. Рейтинг школ бизнес-образования по доле корпоративных клиентов, 2020-2021 гг., % | 186 |
Рис. 32. ТОП-20 бизнес-школ по усредненной стоимости обучения, 2021 г., руб. | 191 |
Рис. 33. ТОП-20 бизнес-школ по общему числу выпускников с момента запуска программ, чел. | 192 |
Рис. 34. ТОП-20 бизнес-школ по общему числу выпускников программ, 2020-2021 гг., чел. | 193 |
Рис. 35. Профессиональные отличия выпускников программ МВА, % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 194 |
Рис. 36. «Получали ли Вы бизнес-образование / управленческое образование когда-либо?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 195 |
Рис. 37. «Получали ли Вы бизнес-образование / управленческое образование за последний год?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 196 |
Рис. 38. Сравнение ответов респондентов по вопросам получения управленческого образования когда-либо и за последний год, 2021 г., в % от общего количества опрошенных | 196 |
Рис. 39. «В какой стране / странах Вы получили степень MBA/EMBA?», 2021 г., % от количества опрошенных, получавших когда-либо/за последний год МВА, EMBA, Mini MBA | 197 |
Рис. 40. «Планируете ли Вы получение дополнительного бизнес-образования / управленческого образования в ближайший год (2021-2022)?», 2021 г., в % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 198 |
Рис. 41 . «Какие темы обучения и развития будут полезны и актуальны для Вас в ближайшем будущем?», 2021 г., в % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 199 |
Рис. 42. «Какие бизнес-школы, университеты, компании дополнительного образования Вы знаете?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 200 |
Рис. 43. «В каких бизнес-школах, университетах, компаниях дополнительного образования Вы проходили обучение?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 201 |
Рис. 44. «Какие бизнес-школы, университеты, компании Вы рассматривали бы для себя как возможные для обучения в будущем?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 202 |
Рис. 45. ТОП-15 бизнес-школ по 3 критериям: узнаваемость, обучение, планы по будущему обучению, % от общего количества опрошенных | 203 |
Рис. 46 . Рейтинг типов образовательных программ обучения, 2016 г., 2020 г., % заявок, сдающих GMAT из России | 205 |
Рис. 47. Рейтинг направлений по доле подачи заявок, сдающих GMAT из России, 2016 г., 2020 г., % | 206 |
Рис. 48. Количество показов по запросу «МВА» в поисковой системе «Яндекс», январь 2020 г. – октябрь 2021 г., тыс. показов | 207 |
Рис. 49. Динамика популярности запроса «MBA» в поисковой системе Google, 2004 – 2021 гг., % | 208 |
Табл. 1. Основные результаты анкетирования российских бизнес-школ / университетов (часть 1) | 5 |
Табл. 2. Основные результаты анкетирования российских бизнес-школ / университетов (часть 2) | 9 |
Табл. 3. Мнения игроков о развитии рынка, изменениях в рамках бизнес-школ и планов по развитию | 18 |
Табл. 4. Средняя стоимость программ и продолжительность обучения в бизнес-школах, 2021 г. | 184 |
Табл. 5. Средняя стоимость программ и продолжительность обучения в бизнес-школах в зависимости от формата обучения, 2021 г. | 185 |
Табл. 6. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по стоимости бизнес-образования, 2021 г. | 187 |
Табл. 7. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников с момента запуска программ, 2021 г. | 188 |
Табл. 8. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников, 2020 г. | 189 |
Табл. 9. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников, 2021 г. | 190 |
Табл. 10. Количество студентов из России, обучающихся по всем образовательным программам за границей по странам, 2018-2019 гг., чел. | 204 |
Табл. 11. Динамика показателей студентов из России, сдающих GMAT, 2018-2020 гг., чел. | 204 |
Табл. 12. Количество показов по запросу «МВА» в поисковой системе «Яндекс» по федеральным округам, ноябрь 2021 г., число показов | 207 |
Табл. 13. Руководители крупнейших компаний России, имеющие степень МВА, 2021 г. | 209 |
По данным "Анализа рынка подгузников для взрослых в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г в их продажи в стране выросли на 1% и составили 746 млн шт. Потребители привыкли использовать подгузники для ухода за пожилыми, инвалидами, лежачими пациентами. При этом произошла частичная стабилизация логистических цепочек при поставках сырья, что благоприятно отразилось на производстве санитарно-гигиенических изделий и расширило возможности продаж.
По данным "Анализа рынка коммерческих дата-центров в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2020-2024 гг оборот рынка ЦОД в стране увеличился более чем в 2,5 раза: с 42,9 до 113,1 млрд рублей. Одной из главных причин развития рынка выступает стремительный рост объемов данных, не только на фоне увеличения количества пользователей интернета в стране, но и вследствие развития цифровой экономики, а также роста объемов данных, генерируемых бизнесом и государством.
По данным «Анализа рынка профосмотров в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг численность обязательных медицинских осмотров, законодательно предусмотренных для отдельных видов профессиональной деятельности в России, снизилась на 8%: с 24,2 до 22,3 млн.