Исследование «Рынок MBA и бизнес-образования России 2021» подготовлено аналитическим агентством «РБК Исследования рынков» в августе-декабре 2021 года. Исследование состоит из следующих основных частей: экспертные интервью, макроэкономический обзор в условиях пандемии COVID-19, анализ рынка бизнес-образования в России и его структуры, рейтинги бизнес-школ, потребительское поведение на рынке бизнес-образования в России и других разделов. Основу исследования составили анкеты ведущих игроков рынка и их экспертные интервью – в ходе проведения исследования было получено 35 экспертных интервью и анкет от бизнес-школ, занимающих более 50% рынка MBA России. Макроэкономический обзор включает анализ текущей макроэкономической ситуации в период пандемии и ограничений из COVID-19, а также прогноз восстановления российской экономики на 2021-2023 гг. Экспертные интервью ведущих игроков рынка включают в себя мнения представителей ведущих бизнес-школ России о развитии рынка MBA и бизнес-образования в целом, разработке новых программ обучения для текущих условий, тенденциях и прогнозах на 2022-2023 гг. В исследовании содержится информация об объеме и динамике рынка МВА-образования в России, структуре клиентов в бизнес-школах и географической структуре рынка. Отдельное внимание уделено рейтингам бизнес-школам и отдельным программ бизнес-образования. В исследовании приняли участие 37 бизнес-школ, они предоставили данные по 115 программам MBA, EMBA и DBA. По оценкам экспертов российского рынка бизнес-образования и аналитиков «РБК Исследований рынков» эти школы составлют порядка 70% рынка по количеству студентов. Потребительское поведение на рынке МВА включает в себя информацию о портрете потребителя программ МВА в России, приоритетных странах для получения бизнес-образования, ожиданиях от программ бизнес-образования, планах по обучению и узнаваемость российских бизнес-школ. Исследование будет полезным как для руководителей бизнес-школ, так и для потенциальных и действующих слушателей программ MBA, EMBA и DBA. |
|||||||||
Оглавление | 3 |
Обобщенные результаты опроса российских бизнес-школ | 5 |
Экспертные интервью | 35 |
Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова | 35 |
Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС | 38 |
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ | 42 |
Московская школа управления СКОЛКОВО | 45 |
Высшая экономическая школа СПбГЭУ | 48 |
Банковский институт НИУ ВШЭ | 51 |
Институт государственной службы и управления РАНХиГС | 54 |
Школа IT-Менеджмента ИЭМИТ РАНХиГС | 58 |
Школа бизнеса и международных компетенций МГИМО МИД России | 61 |
Высшая школа финансов и менеджмента РАНХиГС | 64 |
Центр налогового администрирования и финансового управления ИЭМИТ РАНХиГС | 67 |
Высшая школа управления и инноваций МГУ им. М.В. Ломоносова | 70 |
Факультет международных программ МВА Института Общественных Наук РАНХиГС | 72 |
Высшая школа бизнеса ГУУ | 79 |
АНО ВО «Международный институт менеджмента ЛИНК» | 83 |
Moscow Business School | 87 |
БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф.Устинова | 91 |
Бизнес-школа ИМИСП | 94 |
Бизнес-школа AMI | 97 |
Высшая школа бизнеса НГУЭУ | 101 |
Бизнес-школа EMAS | 105 |
Международная высшая школа бизнеса МИРБИС | 110 |
Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета | 114 |
Плехановская школа бизнеса «Integral» | 120 |
Школа бизнеса «Синергия» | 124 |
Стокгольмская школа экономики | 128 |
Академия управления ШЭМ ДВФУ | 132 |
Байкальская международная бизнес-школа | 135 |
Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю.М.Лужкова | 137 |
Академия PwC | 140 |
Урало-Сибирский институт бизнеса | 144 |
Образовательная платформа «Нетология» | 146 |
Академия бизнеса EY | 149 |
Русская школа управления | 153 |
City Business School | 156 |
Экономика в условиях пандемии коронавируса COVID-19 | 160 |
Текущая макроэкономическая ситуация | 160 |
Курс рубля и цены на нефть | 160 |
Ключевые индикаторы социальной сферы | 163 |
Состояние деловой активности | 167 |
Розничная торговля и общественное питание | 168 |
Прогноз восстановления российской экономики на 2021-2023 гг. | 170 |
Ключевые тенденции рынка МВА | 174 |
Рынок MBA и бизнес-образования России | 175 |
Структура рынка | 175 |
Объем и динамика рынка | 177 |
Основные игроки на рынке бизнес-образования | 178 |
Прогноз развития рынка | 180 |
Онлайн-сегмент бизнес-образования | 182 |
Аккредитации российских бизнес-школ | 182 |
Стоимость и продолжительность обучения по программам бизнес-образования | 184 |
Рейтинги бизнес-школ и программ бизнес-образования | 185 |
Рейтинг бизнес-школ по доле корпоративных клиентов | 185 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по стоимости обучения | 187 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников | 188 |
Рейтинг программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников в 2020-2021 гг. | 189 |
Рейтинг бизнес-школ по стоимости обучения | 191 |
Рейтинг бизнес-школ по числу выпускников программ | 192 |
Потребительское поведение на рынке MBA и бизнес-образования | 194 |
Портрет потребителя программ МВА | 194 |
Имеющееся образование | 195 |
Страны получения бизнес-образования | 197 |
Планы по получению образования MBA | 197 |
Ожидания от программ бизнес-образования | 198 |
Узнаваемость российских бизнес-школ | 200 |
Обучение россиян на программах MBA в зарубежных странах | 204 |
Анализ спроса на MBA программы по данным поисковых систем | 207 |
MBA и крупнейшие компании России | 209 |
Список диаграмм | 213 |
Список таблиц | 215 |
Рис. 1. Динамика цен на нефть марки Brent, январь 2016 г. – октябрь 2021 г., прогноз на II полугодие 2021 г. – II полугодие 2022 г., долл. за баррель | 160 |
Рис. 2. Динамика курса доллара США и евро, январь 2015 г. – октябрь 2021 г., ₽ | 161 |
Рис. 3. Помесячная динамика курса доллара США, январь 2016 г. – октябрь 2021 г., прогноз на II полугодие 2021 г. – II полугодие 2022 г., ₽ | 162 |
Рис. 4. Годовая динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2020 гг., % | 164 |
Рис. 5. Квартальная динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, IQ 2018-IIQ 2021 гг., % | 164 |
Рис. 6. Динамика задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, РФ, 2009 – 2021 гг., ₽ млрд, % | 165 |
Рис. 7. Динамика уровня безработицы населения в возрасте 15-72 лет, 2009 2020 гг., тыс. чел., % | 166 |
Рис. 8. Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет, I квартал 2019 – август 2021 гг., % | 166 |
Рис. 9. Годовая динамика индекса промышленного производства, 2010-2020 гг., % к прошлому году | 167 |
Рис. 10. Месячная динамика индекса промышленного производства, 2020 – 2021 гг., % к соответствующему месяцу прошлого года | 168 |
Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в 2014 – 2020 гг., ₽ млрд (в сопоставимых ценах), % | 169 |
Рис. 12. Прирост оборота розничной торговли в России, 2020 – 2021 гг., % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года | 169 |
Рис. 13. Структура розничной торговли в России, 2014 – 2020 гг., % | 170 |
Рис. 14. Прогноз российского ВВП на 2021-2023 гг., ₽ млрд в ценах 2016 года, % | 171 |
Рис. 15. Прогноз индекса потребительских цен на 2021-2023 гг., % | 171 |
Рис. 16. Прогноз реальных располагаемых доходов населения РФ на 2021-2023 гг., % | 172 |
Рис. 17. Прогноз оборота розничной торговли на 2021-2023 гг., ₽ млрд в ценах 2020 года, % | 172 |
Рис. 18. Общая структура выпускников программ MBA, EMBA и DBA за все годы существования подобных программ в России | 175 |
Рис. 19. Структура клиентов в бизнес-школах (только программы MBA, EMBA и DBA), 2020-2021 гг., % | 176 |
Рис. 20. Географическая структура МВА по количеству обучающихся, 2020-2021 гг., % | 176 |
Рис. 21. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу обучающихся, 2018-2021 гг., чел., % | 177 |
Рис. 22. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу выпускников, 2018-2021 гг., чел., % | 177 |
Рис. 23. Динамика объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2018-2021 гг., млрд руб., % | 178 |
Рис. 24. Доли игроков на рынке бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2021 г., % | 179 |
Рис. 25. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу обучающихся, 2021-2022 гг., чел., % | 180 |
Рис. 26. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) по числу выпускников, 2021-2022 гг., чел., % | 181 |
Рис. 27. Прогноз объема рынка бизнес-образования (программы MBA, EMBA и DBA) в стоимостном выражении, 2021-2022 гг., млрд руб., % | 181 |
Рис. 28. Доля выпускников онлайн-программ, 2020-2022 гг., % | 182 |
Рис. 29. Наличие аккредитаций/участие в рейтингах бизнес-школ, 2021 г., % от общего количества опрошенных бизнес-школ | 183 |
Рис. 30. Средняя стоимость программ бизнес-образования в зависимости от наличия одной из аккредитаций (НАСДОБР, AMBA, AACSB, EQUIS EFMD, CEEMAN), 2021 г., руб. | 184 |
Рис. 31. Рейтинг школ бизнес-образования по доле корпоративных клиентов, 2020-2021 гг., % | 186 |
Рис. 32. ТОП-20 бизнес-школ по усредненной стоимости обучения, 2021 г., руб. | 191 |
Рис. 33. ТОП-20 бизнес-школ по общему числу выпускников с момента запуска программ, чел. | 192 |
Рис. 34. ТОП-20 бизнес-школ по общему числу выпускников программ, 2020-2021 гг., чел. | 193 |
Рис. 35. Профессиональные отличия выпускников программ МВА, % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 194 |
Рис. 36. «Получали ли Вы бизнес-образование / управленческое образование когда-либо?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 195 |
Рис. 37. «Получали ли Вы бизнес-образование / управленческое образование за последний год?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 196 |
Рис. 38. Сравнение ответов респондентов по вопросам получения управленческого образования когда-либо и за последний год, 2021 г., в % от общего количества опрошенных | 196 |
Рис. 39. «В какой стране / странах Вы получили степень MBA/EMBA?», 2021 г., % от количества опрошенных, получавших когда-либо/за последний год МВА, EMBA, Mini MBA | 197 |
Рис. 40. «Планируете ли Вы получение дополнительного бизнес-образования / управленческого образования в ближайший год (2021-2022)?», 2021 г., в % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 198 |
Рис. 41 . «Какие темы обучения и развития будут полезны и актуальны для Вас в ближайшем будущем?», 2021 г., в % от опрошенных, имеющих образование MBA, и респондентов без образования MBA | 199 |
Рис. 42. «Какие бизнес-школы, университеты, компании дополнительного образования Вы знаете?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 200 |
Рис. 43. «В каких бизнес-школах, университетах, компаниях дополнительного образования Вы проходили обучение?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 201 |
Рис. 44. «Какие бизнес-школы, университеты, компании Вы рассматривали бы для себя как возможные для обучения в будущем?», 2021 г., % от общего количества опрошенных | 202 |
Рис. 45. ТОП-15 бизнес-школ по 3 критериям: узнаваемость, обучение, планы по будущему обучению, % от общего количества опрошенных | 203 |
Рис. 46 . Рейтинг типов образовательных программ обучения, 2016 г., 2020 г., % заявок, сдающих GMAT из России | 205 |
Рис. 47. Рейтинг направлений по доле подачи заявок, сдающих GMAT из России, 2016 г., 2020 г., % | 206 |
Рис. 48. Количество показов по запросу «МВА» в поисковой системе «Яндекс», январь 2020 г. – октябрь 2021 г., тыс. показов | 207 |
Рис. 49. Динамика популярности запроса «MBA» в поисковой системе Google, 2004 – 2021 гг., % | 208 |
Табл. 1. Основные результаты анкетирования российских бизнес-школ / университетов (часть 1) | 5 |
Табл. 2. Основные результаты анкетирования российских бизнес-школ / университетов (часть 2) | 9 |
Табл. 3. Мнения игроков о развитии рынка, изменениях в рамках бизнес-школ и планов по развитию | 18 |
Табл. 4. Средняя стоимость программ и продолжительность обучения в бизнес-школах, 2021 г. | 184 |
Табл. 5. Средняя стоимость программ и продолжительность обучения в бизнес-школах в зависимости от формата обучения, 2021 г. | 185 |
Табл. 6. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по стоимости бизнес-образования, 2021 г. | 187 |
Табл. 7. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников с момента запуска программ, 2021 г. | 188 |
Табл. 8. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников, 2020 г. | 189 |
Табл. 9. ТОП-25 программ российских бизнес-школ по общему числу выпускников, 2021 г. | 190 |
Табл. 10. Количество студентов из России, обучающихся по всем образовательным программам за границей по странам, 2018-2019 гг., чел. | 204 |
Табл. 11. Динамика показателей студентов из России, сдающих GMAT, 2018-2020 гг., чел. | 204 |
Табл. 12. Количество показов по запросу «МВА» в поисковой системе «Яндекс» по федеральным округам, ноябрь 2021 г., число показов | 207 |
Табл. 13. Руководители крупнейших компаний России, имеющие степень МВА, 2021 г. | 209 |
По данным "Анализа рынка диагностических реагентов для ветеринарии в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 7%: с 1,52 до 1,63 млн упаковок. Рынок начал восстанавливаться после спада продаж в 2022 г на фоне снижения доступности импортной продукции и активного роста цен на импортные реагенты из-за санкционных ограничений.
По данным «Анализа рынка комбикормов в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг их производство в стране выросло на 15,7%: с 30,4 до 35,2 млн т.