59 000 ₽
Российский рынок женской косметики 2016
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
59 000 ₽
Демоверсия
РБК Исследования рынков

Российский рынок женской косметики 2016

Дата выпуска: 27 сентября 2016
Количество страниц: 98
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 47632
59 000 ₽
Демоверсия
Описание Содержание Иллюстрации Таблицы
Описание

Исследование «Российский рынок женской косметики 2016» посвящено подробному анализу ключевых аспектов развития, трендов и прогнозов рынка в 2016 году, а также описанию потребительского поведения, предпочтений и социально-экономических характеристик российских покупательниц женской косметики. Обзор входит в серию исследований российского рынка парфюмерии и косметики, выполненную командой аналитиков РБК.
В отчете 2016 года специальный раздел посвящен изучению влияния нестабильной экономической ситуации на рынок женской косметики. Анализируются изменения в потребительском поведении, возникшие вследствие ослабления курса рубля, роста розничных цен и падения доходов населения. Выделены ключевые тренды, в настоящее время характерные для российского рынка косметики.
В исследовании проанализированы особенности процесса покупки косметических средств для женщин. Выявлены факторы, которые наиболее важны для опрошенных россиянок при выборе косметической продукции. Отдельный раздел исследования посвящен анализу частоты покупок, а также средних затрат покупательниц женской косметики в России. Анализ был проведен по наиболее распространенным и покупаемым предметам косметики, среди которых были косметические средства для лица и тела, волос и кожи головы, солнцезащитная продукция и декоративная косметика.
В исследовании приводятся рейтинги известности и популярности ведущих сетевых магазинов, предлагающих своим покупателям женскую косметику, а также рейтинги потребительской лояльности к ним. В ходе анализа рассмотрены такие парфюмерно-косметические сети, как «Магнит Косметик», «Л'Этуаль», «Санги Стиль», «Улыбка радуги», «Южный двор», Yves Rocher, «РИВ ГОШ», «Рубль Бум», «Альпари», «Новэкс», «Фортуна», «Подружка», L’Occitane, «Семь Дней», Fresh Line, Ilе de Beaute, «Парфюм-лидер», «Цимус», «Семь+Я», «Оптима», Mirra и др.

 

Исследование проведено в июле-сентябре 2016 года.
Объем отчета – 98 стр.
Отчет содержит 42 таблицы и  67 графиков и диаграмм.
Язык отчета – русский.

 

 

Развернуть
Содержание
Краткое оглавление3
Полное оглавление4
Основные участники исследования5
Тренды российского рынка парфюмерии и косметики6
Курс на импортозамещение?6
Ставка на оптимизацию бизнеса: стратегии и планы ведущих парфюмерно-косметических ритейлеров8
Усиление роли интернета как канала продаж парфюмерии и косметики14
Рационализация покупателей – снижение спроса на косметику24
Восприимчивость к акциям и ценам на косметику и парфюмерию26
Усиление роли социальных медиа как канала продвижения28
Общее состояние российского рынка косметики и парфюмерии30
Текущее состояние и перспективы развития рынка30
Структура рынка по розничным продажам31
Доля сегмента женской косметики в общей структуре рынка33
Анализ поведения и предпочтений покупательниц женской косметики35
Социально-демографический портрет покупательниц женской косметики35
Количество покупательниц отдельных видов женской косметики38
Расходы покупательниц женской косметики43
Общие тенденции43
Затраты на основные виды женской косметики48
Частота покупки отдельных видов женской косметики52
Факторы, оказывающие влияние на выбор косметики среди женщин58
Каналы продаж косметики и парфюмерии среди женщин61
Рейтинги магазинов косметики и парфюмерии по узнаваемости и посещаемости66
Россия 100 тыс. +67
Москва и Московская область70
Санкт-Петербург73
Другие города-миллионеры (кроме Москвы и Санкт-Петербурга)76
Города с численностью населения 500 тыс. – 1 млн чел.79
Города с численностью населения 100 – 500 тыс. чел.82
Методология исследования85
Цель и задачи исследования85
Методы сбора информации85
Условия проведения социологического опроса86
Характеристика выборки респондентов86
Список диаграмм91
Список таблиц95
Развернуть
Иллюстрации
Рис. 1. Динамика курса доллара США и евро, январь 2014 г. – сентябрь 2016 г., руб.6
Рис. 2. Динамика объема продаж косметики и парфюмерии в 2009-2016 гг. (в сопоставимых ценах 2015 г.), млрд руб., %12
Рис. 3. Индекс потребительских цен, I квартал 2008 г. – II квартал 2016 г., % к соответствующему кварталу предыдущего года12
Рис. 4. Индекс потребительской уверенности, I квартал 1999 г. – II квартал 2016 г.13
Рис. 5. Динамика темпов прироста располагаемых доходов населения РФ, 2007-2018 гг., %13
Рис. 6. Динамика задолженности по кредитам, выданным физическим лицам, РФ, 2009 г. – 1 полугодие 2016 г., млрд руб., %14
Рис. 7. Среднесрочный прогноз изменения экономической ситуации в РФ, 2012 – 2018 гг., млрд руб., %14
Рис. 8. «Укажите те зарубежные интернет-магазины, где Вы обычно совершаете покупки», 2015 г., % от опрошенных жителей городов России 100 тыс. +, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах17
Рис. 9. «Какие товары Вы покупали в зарубежных интернет-магазинах за последний ГОД?», 2015 г., % от опрошенных жителей городов России 100 тыс.+, совершавших покупки в зарубежных интернет-магазинах18
Рис. 10. «Где Вы обычно покупаете косметику и парфюмерию?», 2016 г., % от опрошенных покупателей косметики и парфюмерии19
Рис. 11. «Покупка косметики и парфюмерии в интернете для Вас – это:», 2016 г., % от опрошенных покупателей косметики и парфюмерии20
Рис. 12. Проникновение смартфонов и планшетов в России 100 тыс.+, I полугодие 2009 г. – I полугодие 2015 г., % от россиян в возрасте 18-54 лет, проживающих в крупных городах России21
Рис. 13. Динамика объема мобильной коммерции в Великобритании за 2012-2019 гг.*, млрд фунтов стерлингов, %22
Рис. 14. Динамика объема рынка мобильной коммерции в США*, 2010-2019 гг., млрд долл., %23
Рис. 15. «Укажите, пожалуйста, те характеристики КОСМЕТИКИ, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику24
Рис. 16. «Заметили ли Вы повышение розничных цен на косметику и парфюмерию в последнее время?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших парфюмерию и косметику26
Рис. 17. «Стали ли Вы чаще покупать косметику и парфюмерию по акциям и спецпредложениям в 2015 – 2016 гг.?», % от опрошенных женщин27
Рис. 18. Динамика количества интернет пользователей по России в целом в 2003-2015 гг., млн чел.28
Рис. 19. Количество подписчиков, ведущих парфюмерно-косметических ритейлеров в сети «ВКонтакте», август 2016 г., тыс. человек29
Рис. 20. Динамика объема продаж косметики и парфюмерии в 2009-2016 гг. (в сопоставимых ценах 2015 г.), млрд руб., %31
Рис. 21. Структура продаж косметики и парфюмерии в 2015 г. по основным продуктовым категориям, млрд руб.31
Рис. 22. Структура продаж косметики и парфюмерии в 2015 г. по основным продуктовым категориям, %32
Рис. 23. Объем рынка женской косметики в 2015 г., млрд руб.34
Рис. 24. Доля сегмента женской косметики в общей структуре рынка, %34
Рис. 25. Доля женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в возрасте от 18 до 54 лет, проживающих в городах России 100 тыс.+35
Рис. 26. Доли женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в зависимости от их возраста35
Рис. 27. Доли женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в зависимости от их места проживания36
Рис. 28. Доли женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в зависимости от их среднемесячного дохода36
Рис. 29. Доли женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в зависимости от их семейного положения37
Рис. 30. Доли женщин, приобретавших женскую косметику в феврале – июле 2016 г., % от опрошенных россиянок в зависимости от наличия детей37
Рис. 31. Виды женской косметики, которую россиянки покупали для себя за последние полгода (февраль – июль 2016 года), % от опрошенных покупательниц косметики39
Рис. 32. «Как изменились Ваши расходы на покупку косметики за последний год?», июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, покупавших косметику44
Рис. 33. Причины СОКРАЩЕНИЯ расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые снизили свои расходы на покупку косметики44
Рис. 34. Причины РОСТА расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые увеличили свои расходы на покупку косметики46
Рис. 35. Средние единовременные затраты на покупку отдельных видов женской косметики, 2016 г., руб. среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии48
Рис. 36. Усредненная частота покупки женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от возраста52
Рис. 37. Усредненная частота покупки женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от места проживания53
Рис. 38. Усредненная частота покупки женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от среднемесячного дохода53
Рис. 39. Усредненная частота покупки женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от их семейного положения54
Рис. 40. Усредненная частота покупки женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от наличия детей54
Рис. 41. Частота покупки отдельных видов женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии55
Рис. 42. «Укажите характеристики косметики, на основе которых Вы принимаете решение о её покупке?», 2016 г., % от опрошенных покупательниц косметики59
Рис. 43. «Где Вы обычно покупаете косметику и парфюмерию?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию61
Рис. 44. «Покупка парфюмерии и косметики в интернете для Вас – это:», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию63
Рис. 45. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из городов России 100 тыс. +, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода67
Рис. 46. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из городов России 100 тыс. +, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода68
Рис. 47. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в городах России с численностью населения более 100 тыс. чел.69
Рис. 48. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из Москвы и Московской области, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода70
Рис. 49. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из Москвы и Московской области, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода71
Рис. 50. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в Москве и Московской области72
Рис. 51. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из Санкт-Петербурга, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода73
Рис. 52. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из Санкт-Петербурга, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода74
Рис. 53. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в Санкт-Петербурге75
Рис. 54. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из остальных городов – миллионеров, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода76
Рис. 55. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из остальных городов – миллионеров, покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода77
Рис. 56. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в других городах-миллионерах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга)78
Рис. 57. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из городов с численностью населения 500 тыс. – 1 млн чел., покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода79
Рис. 58. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из городов с численностью населения 500 тыс. – 1 млн чел., покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода80
Рис. 59. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в городах с численностью населения  500 тыс. – 1 млн чел.81
Рис. 60. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров косметики и парфюмерии по уровню их известности среди опрошенных женщин, % от респондентов из городов с численностью населения 100 – 500 тыс. чел., покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода82
Рис. 61. Рейтинг крупнейших сетевых ритейлеров, в которых опрошенные женщины ПОКУПАЮТ женскую косметику, 2016 г., % от респондентов из городов с численностью населения 100 – 500 тыс. чел., покупавших косметику и парфюмерию за последние полгода83
Рис. 62. Рейтинг парфюмерно-косметических сетей по уровню лояльности их посетительниц, 2016 г., % от общего количества опрошенных женщин, посещавших магазины каждой из сетей, проживающих в городах с численностью населения  100 – 500 тыс. чел.84
Рис. 63. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от общего количества опрошенных87
Рис. 64. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от общего количества опрошенных87
Рис. 65. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода, 2016 г., % от опрошенных88
Рис. 66. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2016 г., % от общего количества опрошенных89
Рис. 67. Распределение респондентов в зависимости от их состава семьи, 2016 г., % от опрошенных89
Развернуть
Таблицы
Табл. 1. Рост потребительских цен на основные товары и услуги, 2013-2015 гг., % (к декабрю предыдущего года)8
Табл. 2. Число россиян, совершавших покупки при помощи смартфонов, 2014-2015 гг., тыс. чел. (18-54 лет)21
Табл. 3. Число россиян, совершавших покупки при помощи планшетов, 2014-2015 гг., тыс. чел. (18-54 лет)22
Табл. 4. Динамика доли мобильной коммерции в обороте e-commerce, а также в обороте розничной торговли Великобритании, 2012-2019 гг., %23
Табл. 5. Динамика доли мобильной коммерции в обороте e-commerce, а также в обороте розничной торговли США, 2012-2019 гг., %23
Табл. 6. «Укажите, пожалуйста, те характеристики КОСМЕТИКИ, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику, в зависимости от их ВОЗРАСТА25
Табл. 7. «Укажите, пожалуйста, те характеристики КОСМЕТИКИ, на основе которых Вы принимаете решение о ее покупке?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику, в зависимости от их СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА25
Табл. 8. «Стали ли Вы чаще покупать косметику и парфюмерию по акциям и спецпредложениям в 2015 – 2016 гг.?», % от опрошенных женщин в зависимости от их возраста27
Табл. 9. «Стали ли Вы чаще покупать косметику и парфюмерию по акциям и спецпредложениям в 2015 – 2016 гг.?», % от опрошенных женщин в зависимости от места проживания27
Табл. 10. «Стали ли Вы чаще покупать косметику и парфюмерию по акциям и спецпредложениям в 2015 – 2016 гг.?», % от опрошенных женщин в соответствии со среднемесячными доходами28
Табл. 11. Крупнейшие парфюмерно-косметические ритейлеры по числу торговых точек, осень 2015 г. – август 2016 г.*32
Табл. 12. Доли покупательниц женской косметики, 2016 г., % от опрошенных37
Табл. 13. Виды женской косметики, которую россиянки покупали для себя за последние полгода (февраль – июль 2016 года), % от опрошенных покупательниц косметики в зависимости от возраста40
Табл. 14. Виды женской косметики, которую россиянки покупали для себя за последние полгода (февраль – июль 2016 года), % от опрошенных покупательниц косметики в зависимости от места проживания41
Табл. 15. Виды женской косметики, которую россиянки покупали для себя за последние полгода (февраль – июль 2016 года), 2016 г., % от опрошенных покупательниц косметики в зависимости от среднемесячного дохода42
Табл. 16. Причины СОКРАЩЕНИЯ расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые снизили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от их возраста45
Табл. 17. Причины СОКРАЩЕНИЯ расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые снизили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от места проживания45
Табл. 18. Причины СОКРАЩЕНИЯ расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые снизили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от среднемесячного дохода45
Табл. 19. Причины РОСТА расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые увеличили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от их возраста46
Табл. 20. Причины РОСТА расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые увеличили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от места проживания46
Табл. 21. Причины РОСТА расходов на покупку косметики, июль 2015 – июль 2016 гг., % от опрошенных женщин, которые увеличили свои расходы на покупку косметики, в зависимости от среднемесячного дохода47
Табл. 22. Распределение средних единовременных затрат на покупку отдельных видов женской косметики, 2016 г., руб. среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от возраста49
Табл. 23. Распределение средних единовременных затрат на покупку отдельных видов женской косметики, 2016 г., руб. среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от места проживания50
Табл. 24. Распределение средних единовременных затрат на покупку отдельных видов женской косметики, 2016 г., руб. среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от среднемесячного дохода51
Табл. 25. Частота покупки отдельных видов женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от возраста55
Табл. 26. Частота покупки отдельных видов женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от места проживания56
Табл. 27. Частота покупки отдельных видов женской косметики, 2016 г., раз в год среди опрошенных покупательниц косметики и парфюмерии в зависимости от среднемесячного дохода57
Табл. 28. «Укажите характеристики косметики, на основе которых Вы принимаете решение о её покупке?», 2016 г., % от опрошенных покупательниц косметики соответствующего возраста59
Табл. 29. «Укажите характеристики косметики, на основе которых Вы принимаете решение о её покупке?», 2016 г., % от опрошенных покупательниц косметики с соответствующим уровнем личного среднемесячного дохода60
Табл. 30. «Укажите характеристики косметики, на основе которых Вы принимаете решение о её покупке?», 2016 г., % от опрошенных покупательниц косметики, проживающих в соответствующих географических зонах60
Табл. 31. «Где Вы обычно покупаете косметику и парфюмерию?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от возраста62
Табл. 32. «Где Вы обычно покупаете косметику и парфюмерию?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от места проживания62
Табл. 33. «Где Вы обычно покупаете косметику и парфюмерию?», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от среднемесячного дохода63
Табл. 34. «Покупка парфюмерии и косметики в интернете для Вас – это:», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от возраста64
Табл. 35. «Покупка парфюмерии и косметики в интернете для Вас – это:», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от места проживания64
Табл. 36. «Покупка парфюмерии и косметики в интернете для Вас – это:», 2016 г., % от опрошенных женщин, покупавших косметику и парфюмерию, в зависимости от среднемесячного дохода64
Табл. 37. Структура выборки по региону проживания, % от общего количества опрошенных86
Табл. 38. Распределение респондентов в зависимости от их пола, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне87
Табл. 39. Распределение респондентов в зависимости от их возраста, % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне87
Табл. 40. Распределение респондентов в зависимости от уровня их среднемесячного дохода и региона проживания, 2016 г., % от общего количества опрошенных в географической зоне88
Табл. 41. Распределение респондентов в зависимости от их семейного положения, 2016 г., % от опрошенных, проживающих в соответствующей географической зоне89
Табл. 42. Распределение респондентов в зависимости от их состава семьи, 2016 г., % от респондентов, проживающих в соответствующей географической зоне89
Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще