Бесплатно
Кредитование малого и среднего бизнеса в России: рост без драйверов
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Бесплатно
Скачать
"Эксперт РА"

Кредитование малого и среднего бизнеса в России: рост без драйверов

Дата выпуска: 9 апреля 2014
Количество страниц: 46
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 40986
Бесплатно
Скачать
Описание
Описание

9 апреля 2014 года состоялась IX ежегодная конференция «Финансы растущему бизнесу», организатором которой выступило рейтинговое агентство «Эксперт РА». Основными темами для обсуждения стали меры господдержки кредитования МСБ, а также повышение доходности работы с МСБ за счет некредитных услуг.

 

«Банки отреагировали на замедление рынка смещением акцентов на комплексное обслуживание. Развитие комплексных тарифов повышает комиссионные доходы и лояльность клиентов, при этом снижает кредитные риски, – отметил Павел Самиев, заместитель генерального директора «Эксперт РА». – Также банки провели работу по урегулированию просроченной задолженности. В сегменте МСБ она снизилась до 7%, это минимальный уровень за 4 года. Однако такое снижение стало возможным благодаря списанию банками безнадежных долгов и продаже проблемных кредитов. В реальности платежная дисциплина заемщиков ухудшается, что может привести к росту доли просроченной задолженности уже в текущем году».

 

Вице-президент Сбербанка по развитию малого бизнеса Сергей Борисов особо выделил важность сегмента малого бизнеса: «Уже сейчас в Сбербанке более 230 тысяч заемщиков – представителей малого бизнеса, портфель по их кредитам превысил 590 млрд рублей. Кроме того, в Сбербанке открыто более 1,2 млн счетов клиентов малого и микробизнеса. На наш взгляд, бесперебойное функционирование этого сегмента – ключ к экономической стабильности».

 

«Как показывали прошлые кризисы, МСБ выступает контрсилой, которая может предложить и занятость, и производство, и услуги, когда крупные компании оказываются неэффективны. Из этого автоматически вытекает необходимость специальных мер поддержки малого бизнеса в такие периоды, – отметил Михаил Мамута, начальник главного управления ранка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России. – Поддержка малого бизнеса - это многогранная вещь, но финансирование является основным аспектом. Одна из главных задач микрофинансирования - помочь начинающим предпринимателям прожить начальный период своей деятельности. Если мы посмотрим на рынок микрофинансовых организаций, то примерно из 36 млрд совокупного портфеля около 15 млрд - это займы для малого бизнеса, но эта доля должна еще вырасти».

 

Возможность снижения ставок прокомментировал Кирилл Тихонов, вице-президент, управляющий директор по развитию малого бизнеса Промсвязьбанка: «Вопрос снижения ставок кредитования субъектов МСБ сегодня один из самых актуальных. Позитивной мерой в этом направлении будет введение механизма целевого рефинансирования под залог сформированного кредитного портфеля МСБ. Докапитализация региональных гарантийных фондов, использование средств Фонда национального благосостояния для целевого фондирования программ, направленных на развитие МСБ также повысит доступность кредитов для бизнеса».

 

Идею развития комплексных тарифов поддержал член совета директоров и управляющий директор банка «ТРАСТ» Григорий Варцибасов: «Сегодня востребовано комплексное обслуживание, учитывающее специфику деятельности компании и предполагающее широкий набор инструментов для эффективного ведения дел. Данный формат работы удобен как клиенту, так и банку. Если рассматривать западный опыт, там 70–80% доходов банков никак не связаны с кредитными продуктами, они поступают от РКО. Между тем, комиссионный доход российских банков составляет только 16%». Также Варцибасов отметил, что «у банков выработался иммунитет к сложным ситуациям и даже в не самый экономически благоприятный период они готовы работать на рост и улучшение результата. В частности, развитие технологий, упрощение процессов кредитования, комплексное обслуживание клиентов и вклад в обучение персонала – то, на что стоит обратить внимание банкам, рассчитывающим на эффективную деятельность в текущих рыночных условиях».

 

Дмитрий Князев, заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы отметил, что «раздача денег всех проблем не решит. Мы создаем единую сеть по всему городу для консультаций МСБ. Предприниматели смогут получить бесплатные юридические консультации, помощь в продвижении товаров в регионы, и, конечно, сориентироваться в программах господдержки МСБ. Стоит отметить, что мы будем оказывать консультационные услуги не только уже действующему бизнесу, но и людям, которые только хотят начать свое дело».

 

 

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще