Бесплатно
Будущее страхового рынка: избежать кумуляции рисков
Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
Бесплатно
Скачать
"Эксперт РА"

Будущее страхового рынка: избежать кумуляции рисков

Дата выпуска: 23 ноября 2016
Количество страниц: 51
Срок предоставления работы: 1 день
ID: 39693
Бесплатно
Скачать
Описание
Описание

Основными угрозами для российского страхового рынка в 2017 году станут риски разбалансировки системы ОСАГО, снижения спроса, мошеннических атак, а также риски банкротства контрагентов. Кроме того, негативное давление на риск-профиль страховщиков окажут операционные риски и динамика показателей убыточности. Кумуляция ключевых рисков как один из вероятных стресс-сценариев может стать катализатором развития катастрофических событий и даже привести к краху российского страхового рынка. В связи этим RAEX (Эксперт РА) сформулировал основные способы повышения устойчивости страховщиков к рискам, которые позволят снизить значимость основных рисков и вывести страховой рынок на траекторию устойчивого развития.

Положительная динамика взносов в 1 полугодии 2016 года носила временный характер. В связи с полным исчерпанием во II квартале 2016-го эффекта от повышения тарифов по ОСАГО во 2 полугодии 2016-го страховой рынок будет расти чуть более умеренными темпами, чем в 1 полугодии. Мы ожидаем, что по итогам 2016 года объем страхового рынка достигнет 1,15 трлн рублей, а темпы прироста взносов составят 11–12%. По прогнозу RAEX (Эксперт РА), в условиях сохранения текущей ситуации в экономике Российской Федерации в 2017 году темпы прироста взносов составят от 7 до 10%, объем страхового рынка – 1,23–1,26 трлн рублей, что будет зависеть от развития ситуации на рынке ОСАГО, в том числе с продажами электронных полисов.

В 2017 году прирост взносов будет обеспечен в основном сегментом инвестиционного страхования жизни, и без учета рынка страхования жизни страховой рынок может продемонстрировать отрицательную динамику взносов. Запуск новых продуктов и решений – франшиза, телематические устройства, страхование отдельных наиболее востребованных рисков, улучшение сервиса, повышение клиентоориентированности и внедрение IT-технологий – позволит поддержать спрос на добровольные виды, что окажет позитивное влияние на динамику страхового рынка.

Рост убыточности и мошеннических операций привел к дестабилизации ситуации на рынке ОСАГО. С одной стороны, давление, оказываемое органами власти и организациями (ФАС, Минфин, судебная система, общественные движения), преследующими цель защитить права потребителей и повысить социальную удовлетворенность граждан, вынуждает Банк России предпринимать активные меры для стабилизации ситуации в ОСАГО, даже если это может ухудшить условия работы страховщиков. С другой стороны, Банк России как регулятор страхового рынка выполняет надзорную функцию и не может допустить снижения финансовой устойчивости игроков. В то же время сами страховые компании не хотят вставать на путь конфронтации с регуляторами и органами власти, но и не могут поступиться своей финансовой устойчивостью и работать в убыток. Поэтому существует высокая вероятность того, что предпринимаемые меры по стабилизации рынка ОСАГО – натуральное возмещение, единый агент РСА, электронные полисы – в условиях отсутствия жестких мер в отношении деятельности так называемых автоюристов могут не дать ожидаемых результатов.

В текущих условиях страховщиков ожидает либо дальнейший рост убыточности ОСАГО и мошеннических операций, что спровоцируют уход с этого рынка ряда игроков, либо решение проблем рынка через его огосударствление, что для некоторых компаний будет означать потерю существенной доли бизнеса, а для отдельных страховщиков – всего портфеля. В последнем случае непосредственное вмешательство государства затронет уже второй сегмент страхового рынка после перестрахования – это вызывает обеспокоенность тем, что сложившаяся практика может быть распространена и на другие виды обязательного страхования.

Риски, связанные с качеством активов, продолжат занимать центральное место в риск-профилях компаний. Активы ряда игроков на страховом рынке до сих пор не соответствуют предъявляемым требованиям, что делает эти компании наиболее подверженными риску лицензионных санкций. В условиях все большего ужесточения требований некоторые компании сталкиваются с невозможностью в короткие сроки произвести замену активов по причине их фиктивности, низкой ликвидности или завышенной стоимости, а также отсутствия финансовой поддержки от акционера. Неподготовленность или отсутствие у ряда компаний возможностей для быстрой адаптации к стремительно происходящим изменениям и ужесточению регулятивных норм и надзорной политики ставят под вопрос их финансовую устойчивость, что приводит к снижению рейтингов и регулятивным санкциям.

За период с 26 октября 2015 года по 25 октября 2016 года RAEX (Эксперт РА) произвел 27 понижений публичных рейтингов надежности страховых компаний. Большинство из них было связанно с выявлением на балансе компаний фиктивных активов или активов с многократно завышенной стоимостью, несоответствием структуры страховых резервов и собственных средств требованиям закона, а также применением лицензионных санкций. Банк России за указанный период принял 42 решения о приостановке лицензий страховых компаний и 86 об отзыве, что также было связано в основном с низким качеством активов. Мы ожидаем, что внимание регулятора в 2017 году также будет сосредоточено на качестве активов страховщиков и выполнении игроками рынка предъявляемых к ним требований финансовой устойчивости и надежности. Регулярная оценка страховщиками качества и ликвидности активов с применением стресс-тестов, автоматизация бизнес-процессов для быстрой адаптации к новым условиям ведения страхового бизнеса и наличие финансовой «подушки» (запаса активов) для соблюдения соответствия структуры и качества активов новым требованиям снизят подверженность некоторых страховщиков рискам, связанным с качеством активов.

На финансовый результат страховщиков в 2017 году продолжат давить кредитные риски, связанные с отзывом лицензий у банков и неисполнением обязательств контрагентами. Третий год подряд Банк России проводит политику оздоровления финансового рынка и его очистки от недобросовестных игроков. Помимо ужесточения регуляторных требований, предъявляемых к страховым компаниям, в этот же период страховщики столкнулись с проблемой реализации кредитных рисков в связи с отзывом лицензий у банков, которые являлись объектами их инвестирования. По данным Банка России, в 2015 году регулятор отозвал лицензии у 88 банков за период с начала года по 25 октября 2016-го – у 75. Снизить вероятность реализации кредитных рисков отдельным страховщикам позволят разработка качественной системы управления рисками, оперативный мониторинг рисков, а также высокие требования к финансовой устойчивости контрагентов, в том числе в части наличия и уровня кредитного рейтинга.

Многие страховые компании столкнутся с необходимостью осуществления докапитализации уже в 2017 году. В Госдуму 26 ноября 2015 года был внесен законопроект, предполагающий повышение минимальных требований к размеру уставного капитала страховых компаний. В наибольшей степени данные нововведения отразятся на некрупных региональных компаниях. В то же время рост убыточности и снижение рентабельности страхового бизнеса, а также ужесточение требований к структуре и качеству активов страховщиков могут потребовать дополнительного финансирования со стороны акционеров. Мы считаем, что неспособность или незаинтересованность некоторых акционеров в осуществлении вливаний может привести к уходу с рынка ряда игроков и будет способствовать дальнейшему росту концентрации страхового рынка.

Рост убыточности страхового бизнеса возобновится в 2017 году. Распространение страховых продуктов с франшизой, повышение тарифов, санация портфелей и ужесточение андеррайтинговой политики дали первые результаты в плане снижения убыточности. Кроме того, страховые компании продолжали оптимизировать свои затраты – закрывали убыточные филиалы, сокращали комиссионное вознаграждение, автоматизировали процессы, – что позволило существенно снизить бенчмарк доли расходов на ведение дела. В результате значение бенчмарка комбинированного коэффициента убыточности-нетто опустилось по итогам 1 полугодия 2016-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,1 п. п. до уровня 91,9%.

По прогнозу RAEX (Эксперт РА) по итогам 2016 года бенчмарки коэффициента убыточности-нетто и комбинированного коэффициента убыточности-нетто вновь вырастут и составят 53–55% и 95–97% соответственно, рост показателей продолжится и в следующем году. При отсутствии сдерживающих данный рост факторов комбинированный коэффициент вновь пересечет отметку 100% по итогам 2017 года. Взять под контроль динамику убыточности отдельным страховщикам позволят реалистичные бизнес-план и стратегия развития, повышение качества актуарных расчетов и накапливаемой статистики, а также дальнейшее следование политике сокращения затрат.

Значимость операционных рисков для большинства страховых компаний существенно возрастет в 2017 году. Это будет обусловлено большим количеством изменений на страховом рынке – переходом на новый план счетов, продажами электронных полисов ОСАГО, новыми требованиями к качеству активов. Несовершенства систем учета и IT-систем, отсутствие отлаженной системы продаж электронных полисов, доступа к базам госорганов повышают для многих участников рынка риски невыполнения нормативных и законодательных требований и затрудняют оценку страховых рисков при заключении договоров, что в свою очередь ведет к росту расходов компаний, штрафам и убыткам. Снизить подверженность операционным рискам будет возможно при условиях инвестирования страховщиками в совершенствование и перенастройку бизнес-процессов и информационных систем, при предоставлении компаниям доступа к базам госорганов, а также развитии электронных баз данных для страховщиков по аналогии с банками и облегчении доступа к ним.

Развитие отечественного перестраховочного рынка может пойти по сценарию создания госмонополии. Появление на российском страховом рынке государственного перестраховщика в первую очередь призвано решить вопрос перестрахования санкционных рисков, расширить возможности для перестрахования рисков на отечественном рынке и сократить долю премии, передаваемой за рубеж, что, по нашему мнению, окажет позитивное влияние на российский перестраховочный рынок. В то же время 10%-ная обязательная цессия означает, что госперестраховщик изначально будет работать на квазирыночных условиях, а в случае значительного расширения и ужесточения санкций против России развитие отечественного перестраховочного рынка может пойти по сценарию все большего упразднения конкуренции и создания госмонополии путем повышения размера обязательной цессии. Мы полагаем, что принятие решения о постепенном сокращении доли обязательной цессии в НПК позволит снизить вероятность реализации риска монополизации и будет способствовать развитию свободной конкуренции на российском перестраховочном рынке.

Развернуть
Материалы по теме
Статья, 23 января 2020 Компания "Строительная информация" Рынок вододисперсионных лакокрасочных материалов Рост рынка вододисперсионных ЛКМ строительного назначения составил 4% в натуральном выражении. В деньгах рынок вырос на 2%.

По данным исследования, проведенного компанией «Строительная информация», в сегменте вододисперсионных ЛКМ по итогам первого полугодия 2019 года отмечен рост рынка на 4%. По предварительной оценке, по году в целом темп прироста не увеличится, по сравнению с 2018 годом прирост останется на уровне 3-4%.
Емкость рынка водных ЛКМ по итогам 2019 года в натуральном выражении можно оценить на уровне 930-940 тыс. тонн. Стоимостная оценка рынка текущего года порядка 169 млрд. рублей. В следующем году в натуральном выражении можно ожидать рост рынка на те же 3-4%. При этом вряд ли рынок в деньгах в 2020 году вырастет пропорционально тоннажу. С учетом перераспределения структуры потребления в сторону более дешевых продуктов внутри групп материалов, а также пусть небольшого, но все-таки снижения доли более дорогих импортных материалов, в деньгах рынок водных ЛКМ в 2020 году увеличится приблизительно на 2%.
Динамика выпуска и потребления в отдельных товарных группах не одинакова – с более высоким, чем в целом по рынку темпом росли продажи готовых шпатлевок и грунтовок, наименьший темп прироста зафиксирован применительно к краскам, лакам, антисептикам.

Статья, 17 января 2020 INFOLine Правительство утвердило Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 года В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники.

По данным исследования "Судостроительная промышленность России. Итоги 2018 года. Прогноз до 2025 года", подготовленного специалистами INFOLine, 29 октября на портале Правительства РФ опубликован текст стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года. Стратегия призвана стать ключевым целеполагающим документом отрасли и содержит опорные показатели для гражданского судостроения, военного кораблестроения и смежных направлений машино- и приборостроения. Однако, зафиксированные программой целевые показатели явно не предполагают существенного роста отрасли и скорее близки к умеренно-консервативному прогнозу развития.
В направлении гражданского судостроения утвержденная Стратегия предполагает строительство около 30 единиц крупной гражданской морской техники (водоизмещением более 80 тыс. тонн) ежегодно в период до 2025 года и менее 20 единиц – в 2025-2035 гг., что в целом соответствует консервативному сценарию развития отрасли, заложенному в этой же Стратегии. Эти показатели не только существенно занижены относительно индикаторов, которые были заявлены в проекте данной Стратегии в 2018 году, но и отстают от уже сформированной сдаточной программы отечественных верфей. Так, по итогам января-октября 2019 года российские верфи уже сдали 37 судов, еще около 20 судов находятся в высокой стадии готовности и должны быть сданы до конца года. То есть ожидаемый объем строительства гражданской морской техники в 2019 году составляет 55-60 судов при целевом индикаторе всего 33 судна. Аналогичная ситуация наблюдается по показателям 2020 года. Целевые показатели 2021-2025 гг. более-менее соответствуют анонсированной сдаточной программе, однако к этому времени, скорее всего, будут законтрактованы дополнительные суда, и фактические объемы строительства вновь обгонят заложенные индикаторы. При этом целевой и инновационный сценарии развития отрасли предполагают гораздо большие объемы гражданского судостроения, однако полностью «оторваны» от опорных индикаторов Стратегии, из чего можно сделать вывод – авторы документа больше склонны верить в реализацию именно консервативного сценария, или же индикаторы занижены, чтобы снизить вероятность их невыполнения.
Стратегия также закладывает значительное увеличение доли гражданской морской техники в судостроении – к 2035 году данный показатель в денежном выражении должен достичь почти 90%, причем наиболее активный рост запланирован на 2025-2030 гг. С учетом отсутствия роста плановых натуральных показателей гражданского сегмента в этот период (и даже нейтрально-негативную динамику относительно текущих уровней), Минпромторг делает ставку на развитие высокотехнологичных направлений гражданского судостроения – то есть отрасль должна от количества к качеству и, сохранив физические объемы строительства и увеличив выпуск в денежном выражении почти в семь раз к 2035 году (для военного кораблестроения рост в денежном выражении должен составить только 1,5 раза). Таким образом, в Стратегии закреплена цель на опережающее развитие гражданского сегмента, что в целом соответствует риторике руководства Минпромторга и АО «ОСК».
Следует отметить, что в проекте Стратегии редакции 2018 года в перечень целевых индикаторов также входили натуральные показатели в сфере строительства военного кораблестроения: так, до 2030 года планировалось построить более 530 плавстредств, а рост объема строительства в денежном выражении должен был составить 168%. При этом в итоговой редакции Стратегии натуральные показатели военного кораблестроения в качестве индикаторов исключены, а динамика данного сегмента занижена до 138% к 2030 году.
Также Стратегия затрагивает такой важный аспект развития судостроения как локализации и импортозамещение судового оборудования и электронной компонентной базы (отметим, что в первоначальный проект Стратегии данный индикатор не входил). Минпромторг планирует увеличить уровень локализации в данной сфере до 75% к 2035 году, причем преимущественно за счет кооперации. Среди мероприятий, призванных помочь отрасли добиться данных целей, в документе заложены разработка дорожной карты по импортозамещению и локализации судового комплектующего оборудования, создание центра компетенций судового оборудования и производственных мощностей на базе ГЧП по отдельным направлениям судового машиностроения, а также формирование системы мониторинга и контроля качества судового оборудования и развитие системы продвижения и продаж отечественного оборудования.
Еще одной целью является постепенное снижение влияния государства на отрасль: так, с 2022 года постепенно должен начать снижаться объем государственных инвестиций в основной капитал верфей и проектных компаний (цель – к 2035 году добиться снижения этого показателя до 60% относительно 2018 года), а доля выпуска продукции частных компаний к 2035 году должна вырасти с 30% до 50%.
Таким образом, утвержденная Стратегия в целом в целом отражает текущий курс Минпромторга и АО «ОСК» по развитию отрасли, а также содержат ряд инструментов, потенциально способных хотя бы частично решить актуальные проблемы отрасли (в первую очередь – в сферах развития компонентной базы, поддержки и развития стендовой испытательной базы). Однако в своих целях Стратегия ориентирована на движение по консервативному сценарию развития отрасли, а ее целевые индикаторы явно занижены для облегчения их достижения. Все это уже на первых этапах реализации может дискредитировать Стратегию и создать видимость заведомо безуспешной деятельности.
 

Показать еще