Цель
Бизнес-план является экономическим обоснованием целесообразности инвестирования в открытие продовольственного супермаркета с площадью торгового зала 700 кв.м. с ассортиментной долей продуктов питания - около 85%. Реализация проекта возможна в любом регионе Российской Федерации.
Методы исследования
Основным источником данных для финансовых расчетов стали результаты проведенного маркетингового исследования, оценки отраслевых экспертов, комплексный анализ опыта успешных сетей продовольственных супермаркетов, нормативно-правовой базы и другой первичной и вторичной информации.
Финансовые отчеты сформированы на основе разработанной компанией Inventica модели (подробнее - см Демо-файл).
Концепция проекта
Концепция проекта является базовой. При необходимости она может быть легко скорректирована, при этом все финансовые показатели проекта могут быть автоматически пересчитаны при помощи прилагающейся модели (см. далее (см. далее «Особенности бизнес-плана»).
Реализация проекта возможно в любом регионе Российской Федерации, в настоящем бизнес-плане рассмотрен вариант открытия супермаркета в Москве.
Тип торгового предприятия: супермаркет
Место реализации проекта: г. Москва
Начало проекта: январь 2019 года
Площадь супермаркета: всего 1 000 кв.м, в том числе площадь зала - 700 кв.м (торговый зал - ... кв.м, закассовая зона - ... кв.м), склад - ...кв.м, административные и подсобные помещения - ... кв.м
Условия аренды: долгосрочная аренда
Ширина ассортимента: 7 000 позиций
Глубина ассортимента: ... ед.
Отделы и доля их продукции в общем ассортименте: Бакалея, чай, кофе (25%), Молочные продукты, яйца (...%), Бытовая химия и товары для дома (...%), Выпечка, кондитерские изделия (...%), Мясо и мясопродукты (...%), Алкогольные напитки, пиво (...%), Безалкогольные напитки и соки (...%), Табак, товары динамического спроса (...%), Рыба (...%), Замороженные продукты (...%), Овощи, фрукты (2%), Консервация (...%), Товары для животных (...%), Хлеб (...%)
Доля скоропортящейся продукции в общем объеме товаров: 25%
Коэффициент порчи нереализованного товара: ...%
Среднее число покупателей: ... чел./день
Средний чек: 550 руб.
Средняя торговая наценка: ... %
Прочие статьи доходов: доход от размещения банкоматов - .10 тыс. руб./мес., доход от размещения автоматов приема платежей - ... тыс. руб./мес., доход от закассовой зоны - ... тыс. руб. за 1 кв. м/мес.
Основное оборудование: складские стеллажи, складские холодильные камеры и морозильные камеры, складские тележки, холодильное оборудование (шкафы, бонеты морозильные, лари морозильные, ...), стеллажное оборудование (пристенное, островное, угловое овощное, сетчатое и др.), кассовые боксы, прочее оборудование (слайсеры, хлеборезки, ....)
Инвестиционный бюджет: ... млн. руб.
Кредит: 30% инвестиционного бюджета, срок - 2 года, ставка - ...%/год, льготный период по возврату основного долга - 3 мес.
Штат: 34 чел., организационные группы: администрация, бухгалтерия, менеджеры, кассиры, консультанты торгового зала, грузчики, охрана
Режим работы: ежедневно, с 8:00 до 23:00
Начало деятельности: июль 2019 года
Особенности бизнес-плана
1) Бизнес-план разработан в тесном сотрудничестве с действующими руководителями и отраслевыми экспертами.
2) Финансовые расчеты для бизнес-плана проведены с использованием Excel-модели, являющейся собственной разработкой компании Inventica.
3) Финансовая модель 100% автоматизирована
Таким образом, Вы получаете универсальный инструмент для принятия решений, с помощью которого Вы сможете скорректировать концепцию проекта, подобрав оптимальные значения параметров Вашего будущего бизнеса.
Финансовая модель прилагается к бизнес-плану.
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ |
11 |
|||
|
Права на интеллектуальную собственность |
11 |
||
|
Уровень рисков и ответственности при составлении бизнес-плана |
11 |
||
Глава 2. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА |
12 |
|||
|
Суть проекта, описание деятельности |
12 |
||
|
Основные цели проекта |
13 |
||
|
Финансовые перспективы и основные показатели проекта |
14 |
||
Глава 3. ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ |
15 |
|||
|
Организационно-правовая форма |
15 |
||
|
Регистрация компании |
16 |
||
|
Получение разрешительных документов |
17 |
||
|
|
Учредительные документы юридического лица |
17 |
|
|
|
Экспертиза помещения Роспотребнадзором |
20 |
|
|
|
Уведомление о начале деятельности |
21 |
|
|
|
Оформление санитарной документации |
22 |
|
|
|
Оформление документов Госпожнадзора |
23 |
|
|
|
Регистрация ККМ |
24 |
|
|
|
Лицензия на розничную торговлю алкоголем |
25 |
|
|
|
Подключение к ЕГАИС |
28 |
|
|
|
Сертификация продукции |
29 |
|
|
|
Разрешение на торговлю |
29 |
|
|
|
Разрешение на вывеску |
29 |
|
|
|
Согласование перепланировок |
31 |
|
|
|
Бюджет на оформление юридических документов |
36 |
|
Глава 4. МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |
38 |
|||
|
Текущее состояния российской экономики |
42 |
||
|
Рынок розничной торговли России |
42 |
||
|
|
Объем и динамика рынка |
42 |
|
|
|
Структура рынка |
43 |
|
|
|
Рынок розничной торговли непродовольственными товарами |
48 |
|
|
Форматы продуктовой розницы в РФ |
51 |
||
|
Обеспеченность торговыми площадями |
52 |
||
|
Конкурентная среда на рынке |
55 |
||
|
Изменение в потребительском поведении |
58 |
||
|
Анализ форматов торговли |
58 |
||
|
|
Cash & Carry |
58 |
|
|
|
|
Характеристика формата |
62 |
|
|
|
Сравнительная характеристика игроков ры ка |
63 |
|
|
Гипермаркет |
63 |
|
|
|
|
Общая характеристика формата |
65 |
|
|
|
Торговая площадь |
67 |
|
|
|
Общая площадь |
67 |
|
|
|
Ширина ассортимента |
68 |
|
|
|
Средний чек |
68 |
|
|
|
Сравнительная характеристика игроков рынка |
70 |
|
|
Супермаркет |
70 |
|
|
|
|
Определение формата |
71 |
|
|
|
Площадь |
72 |
|
|
|
Широта ассортимента |
72 |
|
|
|
Средний чек и наценка |
73 |
|
|
|
Доход |
74 |
|
|
|
Обобщенная характеристика формата |
75 |
|
|
|
Сравнительная характеристика игроков рынка |
76 |
|
|
Дискаунтер |
76 |
|
|
|
|
Специфика формата (принципы организации) |
79 |
|
|
|
Торговая площадь и ширина ассортимента |
80 |
|
|
|
Средний чек и наценка |
80 |
|
|
|
Местоположение |
81 |
|
|
|
Конкурентная среда |
82 |
|
|
|
Обобщенная характеристика форма а |
82 |
|
|
|
Сравнительная характеристика участников рынка |
84 |
|
|
Магазин «у дома» |
84 |
|
|
|
|
Особенности формата |
86 |
|
|
|
Целевая аудитория |
87 |
|
|
|
Торговая площадь |
87 |
|
|
|
Широта ассортимента |
88 |
|
|
|
Ценообразование |
88 |
|
|
|
Общая характеристика формата |
89 |
|
|
|
Сравнительная характеристика игроков рынка |
89 |
|
Анализ прибыльности магазинов различных форматов |
91 |
||
Глава 5. ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ПРОГРАММЫ |
96 |
|||
|
Обзор основных программ по франчайзингу |
96 |
||
|
|
«ПЕРЕКРЕСТОК ЭКСПРЕСС» |
96 |
|
|
|
«ПЕРЕКРЕСТОК» |
99 |
|
|
|
«ПЯТЕРОЧКА» |
101 |
|
|
|
«ФАСОЛЬ» |
103 |
|
Глава 5. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА |
105 |
|||
|
Суть проекта |
105 |
||
|
Выбор местоположения |
106 |
||
|
Выбор подходящего помещения |
107 |
||
|
Соблюдение требований к внутренней отделке помещений |
108 |
||
|
Организация помещений и параметры площади |
109 |
||
|
|
Складское помещение |
111 |
|
|
|
Торговый зал |
115 |
|
|
|
Подсобные, служебные и бытовые помещения |
117 |
|
|
Водоснабжение и канализация |
117 |
||
|
Отопление и вентиляция |
119 |
||
|
Освещение |
120 |
||
|
Дезинфекция |
120 |
||
|
Оборудование |
122 |
||
|
Прием и хранение пищевых продуктов |
122 |
||
|
Транспортировка продуктов |
126 |
||
|
Условия труда сотрудников магазина |
127 |
||
Глава 6. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ |
129 |
|||
|
Маркетинговые цели проекта |
129 |
||
|
Масштаб супермаркета |
129 |
||
|
Ценовая политика |
130 |
||
|
Рекламная политика |
130 |
||
Глава 8. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА |
131 |
|||
|
Разработка концепции и бизнес-плана |
133 |
||
|
Подбор помещения |
133 |
||
|
Технологическое и дизайн проектирование |
135 |
||
|
Ремонтные работы |
137 |
||
|
Закупка и монтаж оборудования |
139 |
||
|
|
Оборудование складского помещения |
139 |
|
|
|
Оборудование торгового зала |
140 |
|
|
|
Оборудование автоматизации операционной деятельности магазина |
147 |
|
|
|
Оборудование подсобных помещений |
148 |
|
|
Подбор персонала |
149 |
||
|
Реклама и продвижение |
149 |
||
|
Получение кредита |
150 |
||
|
Проведение телекоммуникаций |
150 |
||
|
|
Телефонная линия |
150 |
|
|
|
Охранно-пожарная сигнализация |
151 |
|
|
Закупка продуктов |
152 |
||
|
Хозяйственные расходы |
152 |
||
|
Непредвиденные расходы |
152 |
||
|
Бюджет расходов инвестиционного этапа |
153 |
||
|
Финансирование расходов инвестиционного этапа |
153 |
||
Глава 9. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЕКТА |
154 |
|||
|
Организационная структура |
154 |
||
|
Основные статьи расходов операционного этапа |
155 |
||
|
|
Коммунальные расходы |
155 |
|
|
|
|
Электроэнергия |
155 |
|
|
|
Отопление |
155 |
|
|
|
Водоснабжение |
155 |
|
|
|
Стоимость потребления ресурсов |
156 |
|
|
Телефония и интернет – коммуникации |
156 |
|
|
|
Вывоз мусора |
157 |
|
|
|
Арендные расходы |
158 |
|
|
|
Расходы на ремонт техники |
158 |
|
|
|
Расходы на страхование |
158 |
|
|
|
Расходы на рекламу |
159 |
|
|
|
Закупка товаров |
160 |
|
|
|
Фонд оплаты труда |
161 |
|
|
|
Прочие расходы |
161 |
|
|
Операционный бюджет расходов |
161 |
||
|
Заемные средства |
162 |
||
|
Основные статьи доходов операционного этапа |
164 |
||
|
Операционный бюджет доходов |
165 |
||
Глава 10. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН |
167 |
|||
|
Условия и допущения |
167 |
||
|
|
Инфляция |
167 |
|
|
|
Налоговое окружение |
168 |
|
|
Отчет о прибылях и убытках |
169 |
||
|
Отчет о движении денежных средств |
170 |
||
|
Бюджет налоговых платежей |
171 |
||
Глава 11. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА |
172 |
|||
|
Структура операционных расходов |
172 |
||
|
Анализ рентабельности деятельности |
172 |
||
|
Чистая прибыль |
172 |
||
|
NPV, срок окупаемости и IRR проекта |
175 |
||
|
Стоимость проекта |
176 |
||
|
Точка безубыточности проекта |
176 |
||
|
Основные инвестиционно-финансовые показатели проекта |
178 |
||
Глава 12. АНАЛИЗ РИСКОВ |
179 |
|||
|
Кадровые риски |
179 |
||
|
Риски взаимодействия с поставщиками |
179 |
||
|
Технологические риски |
180 |
||
|
Организационные риски |
181 |
||
|
Финансовые риски |
182 |
||
|
Рыночные риски |
183 |
||
|
Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) |
185 |
Список диаграмм
Диаграмма 1. Структура оборота розничной торговли по типу товаров в стоимостном выражении, 2008-2017 гг. 44
Диаграмма 2. Структура оборота розничной торговли продовольственными товарами 46
Диаграмма 3. Структура продаж алкогольной продукции в натуральном выражении, 2008-2016 гг. 47
Диаграмма 4. Структура продаж основных продуктов питания населению в стоимостном выражении, млрд. руб., 2017 г. 48
Диаграмма 5. Структура рынка продуктовой розницы по форматам магазинов в стоимостном выражении, 2017, 2020F 51
Диаграмма 6. Структура торговых площадей по типам городов 52
Диаграмма 7. Слева - Ответ на вопрос "Какая точка зрения Вам ближе: в сетевых супермаркетах и магазинах цены ниже и выше, чем в несетевых? Справа - Ответ на вопрос "Какая точка зрения Вам ближе: сетевые супермаркеты и магазины дают разнообразные скидки, проводят акции или редко делают скидки, мало проводят акций со снижением цен на продукты? 57
Диаграмма 8. Структура торговых площадей гипермаркетов по сетям, 2017 г. 67
Диаграмма 9. Структура торговых площадей супермаркетов по сетям, 2017 г. 73
Диаграмма 10. Структура инвестиционных затрат на открытие магазина 153
Диаграмма 11. Структура операционных расходов 173
Список графиков
График 1. Реальный рост ВВП России (г/г), % 39
График 2. Динамика инфляции и ключевой ставки ЦБ РФ, % 40
График 3. Динамика обменного курса, руб./долл. США 40
График 4. Доходность государственных долларовых облигаций 41
График 5. Доходность по десятилетним гособлигациям и ставка капитализации на премиальные объекты коммерческой недвижимости 41
График 6. Объем инвестиций в коммерческую недвижимость / отток капитала 42
График 7. Динамика цены на нефть марки Brent и курса доллара США 42
График 8. Динамика оборота розничной торговли РФ, 2008-2017 гг. 43
График 9. Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами в РФ, 2008-2017 гг. 45
График 10. Доля современных форматов торговли на рынке в РФ и других странах, 2017 г. 49
График 11. Сравнение уровня развития розничного рынка в РФ с прочими странами 52
График 12. Сравнение динамики развития ТОП-10 с общим темпом развития рынка продуктовой розницы, 2013-2017 гг. 54
График 13. Сравнение доли ТОП-5 игроков рынка в РФ и прочих странах, 2017 г. 55
График 14. Структура рынка продуктовой розницы по типам сетей, 2014-2017, 2020F 56
График 15. Распределение ответов на вопрос "Где ваша семья покупает чаще всего продукты?" (не более 2х ответов), 2016 г. 57
График 16. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ НА ВОПРОС "ГДЕ ВАША СЕМЬЯ ПОКУПАЕТ ПРОДУКТЫ, чтобы сэкономить?" (НЕ БОЛЕЕ 2Х ОТВЕТОВ), 2016 Г 58
График 17. Динамика индекса потребительской уверенности населения РФ, 2011-2018 гг. 59
График 18. Динамика выручки Metro в России, кв. 2016-2018 гг. 62
График 19. Структура выручки "Магнита" по форматам розница-опт, 2014-2017 гг. 63
График 20. Распределение гипермаркетов по торговой площади (min и max) и по доле торговой площади в общей, 2010 г. 67
График 21. Распределение гипермаркетов по общей площади (min и max), 2010 г. 68
График 22. Распределение гипермаркетов по ширине ассортимента, доле non-food товаров и параметру SKU/кв.м., 2010 г. 68
График 23. Торговая площадь супермаркетов (min и max), 2010 г. 72
График 24. Торговая площадь дискаунтеров 80
График 25. Широта ассортимента дискаунтеров и SKU/кв.м. 80
График 26. Торговая площадь магазинов "у дома" (min и max) 88
График 27. Широта ассортимента магазинов "у дома" и SKU/кв.м. торговой площади 88
График 28. Изменение продаж, траффика, среднего чека по сопоставимым магазинам "Ленты", 2017/2016 92
График 29. Изменение продаж, траффика, среднего чека по сопоставимым магазинам "О'Кей", 2017/2016 93
График 30. Изменение продаж, траффика, среднего чека по сопоставимым магазинам ПАО «Магнита», 2017/2016 94
График 31. Изменение продаж, траффика, среднего чека по сопоставимым магазинам X5 Retail Group, 2017/2016 95
График 32. Изменение продаж, траффика, среднего чека по сопоставимым магазинам "Дикси", 2017/2016 96
График 33. Доходы, расходы и чистая прибыль по проекту 174
График 34. Чистая прибыль по проекту нарастающим итогом 174
График 35. Денежный поток и NPV нарастающим итогом (без учета выплаты % по кредиту) 176
График 36. Зависимость NPV (без учета выплаты % по кредиту) от объема реализации продукции 178
График 37. Зависимость чистой прибыли от объема реализации услуг 178
Список рисунков
Рисунок 1. Концентрация магазинов современных форматов по субъектам РФ 52
Рисунок 2. График реализации инвестиционного этапа проекта 132
Список таблиц
Таблица 1. Основные инвестиционно-финансовые показатели проекта 14
Таблица 2. Инвестиционный бюджет на оформление разрешительных документов и лицензий по проекту, тыс. RUR 36
Таблица 3. Показатели рынка розничной торговли продуктами питания, алкоголем и табаком, 2008-2016 гг. 47
Таблица 4. Сравнительная характеристика форматов торговли по основным параметрам классификации 49
Таблица 5. ТОП-10 компаний продовольственного розничного рынка, 2016-2017 гг. 52
Таблица 6. Характеристика формата «Cash&Carry» 59
Таблица 7. Сравнительная характеристика сетей, работающих в формате «Cash & Carry» 62
Таблица 8. Характеристика формата «гипермаркет» 64
Таблица 9. Сравнительная характеристика сетей, работающих в формате «гипермаркет» 68
Таблица 10. Характеристика формата «супермаркет» 74
Таблица 11. Сравнительная характеристика сетей, работающих в формате «супермаркет» 75
Таблица 12. Характеристика формата «дискаунтер» 82
Таблица 13. Сравнительная характеристика сетей, работающих в формате «дискаунтер» 83
Таблица 14. Характеристика формата «магазин у дома» 89
Таблица 15. Сравнительная характеристика сетей, работающих в формате «у дома» 90
Таблица 16. Операционные показатели "Ленты", 2012-2017 гг. 91
Таблица 17. Операционные показатели "О'Кей", 2012-2017 гг. 92
Таблица 18. Операционные показатели ПАО "МАгнит", 2013-2017 гг. 93
Таблица 19. Операционные показатели X5 Retail Group, 2013-2017 гг. 94
Таблица 20. Инвестиции на открытие магазина "Перекресток Экспресс" по франшизе 97
Таблица 21. Базовые параметры для расчета дохода магазина "Перекресток Экспресс", открытого по франшизе 98
Таблица 22. Доходы и расходы магазина "Перекресток Экспресс", открытого по франшизе 98
Таблица 23. Технические требования к помещению "Перекрестка" 99
Таблица 24. Инвестиционные и операционные параметры франшизы "Перекресток" 99
Таблица 25. Финансовые показатели франшизы "Перекрестка" 100
Таблица 26. Технические требования к помещению "Пятерочка" 102
Таблица 27. Основные финансово-экономические показатели франшизы "Пятерочка" 102
Таблица 28. Инвестиционные и операционные параметры франшизы "Пятерочка" 102
Таблица 29. Доходы и расходы магазина "Пятерочка", открытого по франшизе 102
Таблица 30. Параметры работы магазина "Фасоль" 104
Таблица 31. Доходы и расходы магазина "Фасоль", открытого по франшизе 104
Таблица 32. Основные параметры концепции «магазина у дома» 105
Таблица 33. Расчетное количество разгрузочных мест 111
Таблица 34. Удельные показатели минимальной площади неторговых помещений продовольственных магазинов 114
Таблица 35. Нормативы ширины проходов между оборудованием в торговых залах магазинов (согласно МГСН 4.13–97 «Предприятия розничной торговли») 116
Таблица 36. Стоимость ремонта продовольственных магазинов, тыс. RUR / кв. м. 138
Таблица 37. Стоимость проведения ремонтно-строительных работ 138
Таблица 38. Расходы на установку климат-системы и вентиляции 138
Таблица 39. Инвестиционные расходы на закупку складского оборудования 139
Таблица 40. Габариты складского стеллажа 139
Таблица 41. Холодильное оборудование торгового зала 140
Таблица 42. Стеллажи торгового зала 142
Таблица 43. Кассовые боксы 142
Таблица 44. Прочее оборудование торгового зала 144
Таблица 45. Использование оборудования в отделах 146
Таблица 46. Оборудование для автоматизации деятельности магазина «у дома» 147
Таблица 47. Оборудование для подсобных помещений 148
Таблица 48. Сантехническое оборудование 149
Таблица 49. Маркетинговые мероприятия инвестиционного этапа 150
Таблица 50. Бюджет расходов инвестиционного этапа 152
Таблица 51. Финансирование инвестиционного этапа проекта (в тыс. руб.) 153
Таблица 52. Численность персонала магазина «у дома» 154
Таблица 53. Параметры для расчета расхода воды 156
Таблица 54. Стоимость основных видов ресурсов (тыс. руб.) 156
Таблица 55. Расходы на телекоммуникацию, тыс. руб. 157
Таблица 56. Расходы на вывоз мусора, тыс. руб. 158
Таблица 57. Параметры для расчета затрат на ремонт техники 158
Таблица 58. Расходы по страхованию оборудования 159
Таблица 59. Доля клиентов - держателей дисконтных карт 160
60. Расходы на рекламу и продвижение, тыс. руб. 160
Таблица 61. Штатное расписание «магазина у дома» 161
Таблица 62. Операционный бюджет расходов, тыс. руб. 162
Таблица 63. Платежи по возврату кредита 163
Таблица 64. Сезонность продаж 164
Таблица 65. Показатели реализации 164
Таблица 66. Параметры для расчета дополнительных коммерческих доходов магазина 165
Таблица 67. Операционный бюджет доходов, тыс. руб. 166
Таблица 68. Темпы инфляции 167
Таблица 69. Ставки основных налогов 168
Таблица 70. Ставки взносов в государственные внебюджетные фонды 168
Таблица 71. Прогноз изменения предельной заработной платы, используемой при расчете суммы страховых выплат на период 2019-2023 гг., тыс. RUR 169
Таблица 72. Отчет о прибылях и убытках (в тыс. руб.) 169
Таблица 73. Отчет о движении денежных средств (в тыс. руб.) 170
Таблица 74. Бюджет налоговых платежей (в тыс. руб.) 171
Таблица 75. Рентабельность деятельности 172
Таблица 76. Исходные данные для расчета стоимости собственного капитала 174
Таблица 77. Расчет WACC 175
Таблица 78. Расчет NPV проекта без учета выплаты процентов по кредиту, тыс. руб. 175
Таблица 79. Расчет NPV+TV 176
Таблица 80. Основные инвестиционно-финансовые показатели проекта 178
Таблица 81. Изменение ключевых показателей при увеличении сроков инвестиционного этапа на 1 месяц 181
Таблица 82. Изменение ключевых показателей при превышении инвестиционного бюджета на 1% 183
Таблица 83. Изменение ключевых показателей при уменьшении планового объема продаж 185
Российский рынок хлора в текущей ситуации демонстрирует положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей хлора характеризуются относительной стабильностью.
Российский рынок видеокамер в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию.
Несмотря на то, что объем потребления услуг на душу населения в сфере 3D-печати остается относительно низким, за последние четыре года (2019-2023) этот показатель увеличился в три раза, что свидетельствует о динамичном развитии отрасли. При выборе компании, предоставляющей услуги 3D-печати, пользователи ориентируются на ряд ключевых факторов, определяющих их предпочтения.