Новая волна: несмотря на падение рентабельности страхового бизнеса, в текущем году рас-тет вероятность крупных M&A на российском страховом рынке. Во-первых, снижение рента -бельности страховых компаний – явление временное и связано с переоценкой инвестиций и сниже -нием ставки по депозитам. По прогнозам «Эксперта РА», в 2012 году показатель рентабельности
собственных средств достигнет 10-12%. Во-вторых, опережающий рост взносов при ограниченных
возможностях капитализировать прибыль вызовет проблемы с выполнением норматива по марже
платежеспособности. Чтобы решить эту проблему, крупные компании вынуждены активизировать
поиски стратегических инвесторов.
Рост без отдачи: в 2011 году произошло заметное снижение рентабельности бизнеса
страховых компаний до минимальных значений за 2009–2011 годы. По оценкам «Экспер -та РА», усредненный показатель рентабельности активов составил 2,2% (3,6% в 2010 году, 3,3%
в 2009 году), показатель рентабельности собственных средств – 7,4% (11,1% в 2010 году, 8,4%
в 2009 году). Таким образом, рентабельность собственных средств российских страховщиков в
2011 году превышала показатель инфляции (6,1%), но уступала на 1,2 п. п. аналогичному показа-телю для российских банков (8,6%).
Ключевые факторы снижения рентабельности: снижение инвестиционного дохода и продолжение
роста доли расходов на ведение дела, в том числе за счет увеличения комиссий банкам.
Наименее рентабельными являются компании, специализирующиеся на автостраховании (2,5% в
2010 году, 1,0% в 2011 году), наиболее рентабельными – компании, занимающиеся личными видами
страхования либо корпоративными видами страхования имущества и ответственности (соответственно,
5,1 и 5,0% против среднерыночного показателя в 2,2%).
В оранжевой зоне: падение рентабельности на фоне бурного роста взносов обострило про -блему нехватки капитала у крупных страховых компаний. В 2011 году усредненный показатель
достаточности собственных средств в этой группе компаний снизился на 10,2 п. п., до 29,5%, и
вплотную приблизился к критическому уровню. В IV квартале 2011 года из-за убытков от переоценки
инвестиций произошло даже снижение суммарной величины собственных средств топ-10 лидеров
страхового рынка (со 109,8 млрд рублей на 30.09.2011 до 106,5 млрд рублей на 31.12.2011).
При этом по рынку в целом, в результате массового увеличения капитала у небольших россий-ских страховщиков, усредненный показатель достаточности собственных средств в 2011 году вы -рос по сравнению с 2010 годом на 6,6 п. п. и составил 63,8%.
Капитал 2-го уровня: в условиях нехватки собственных средств у крупных страховых ком-паний растет доля заемных средств, привлеченных на длительный срок, то есть квазикапи-тал. По данным «Эксперта РА», в 2011 году кредиты имели 5 компаний из топ-10 лидеров рынка.
В частности, ООО «Росгосстрах» получило долгосрочный кредит у банка ВТБ в размере 18 млрд
рублей, РЕСО-Гарантия – кредит на 5 лет у ЕБРР в размере 110 млн долл.
В обоих случаях ресурсы были взяты не для покрытия разрыва ликвидности, а для решения дол-госрочных задач развития – подготовки к выходу на IPO и обеспечения сделки по покупке 25% ак-ций ВСК.
По прогнозам «Эксперта РА», объем заемных средств страховых компаний в 2012 году будет расти.
Существенного увеличения размеров займов следует ожидать в случае разрешения использования
субординированных кредитов при расчете фактической маржи платежеспособности.
В 2023 году совокупная выручка российских компаний, работающих в сегменте розничной торговли посудой и товарами для дома, достигла рекордных 17,8 млрд рублей. Это в 5,2 раза больше, чем годом ранее — столь резкий скачок может объясняться как реальным ростом продаж, так и особенностями выборок и методологии официальной статистики. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период с 2005 по 2023 год составил 18,6%, что подчеркивает уверенное развитие отрасли на протяжении последних лет. В январе–сентябре 2024 года совокупная выручка отрасли достигла 11,6 млрд рублей, и, по предварительным оценкам, по итогам года рынок вырос примерно на 13%, вплотную приблизившись к отметке в 20 млрд рублей.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок замороженных полуфабрикатов: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.», выяснилось, что в 2024 г. объем рынка составил около более 350 млрд. руб. и увеличился на 12%. На фоне положительной динамики основных макроэкономических показателей, таких как прирост оборота розничной торговли и денежные доходы населения, объем рынка полуфабрикатов в 2024 г. также демонстрировал рост. Данная продукция всегда имеет спрос со стороны покупателей, что сказывается на интенсивной динамике ее потребления. При этом, наибольший прирост был зафиксирован в 2021 г. после замедления динамики в 2020 г.
По данным «Анализа рынка канцелярских принадлежностей (канцтоваров) в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г их производство в стране сократилось на 19,5% и составило 3,7 млрд шт.