По оценкам BusinesStat, в 2020-2024 гг оборот рынка междугородных автобусных перевозок в России вырос в 2,1 раза: с 37 до 78 млрд руб. Рост рынка обеспечивался увеличением численности междугородных поездок на 29% и повышением средней цены поездок на 66%.
В 2020 г выручка операторов рынка находилась на крайне низком уровне. Во время действия самых строгих ограничительных мер (в первом квартале 2020 г) пассажиропоток в междугородном сообщении, по оценкам операторов рынка автобусных перевозок, упал на 70-80% по отношению к аналогичному периоду 2019 г.
В 2021 г с ослаблением ковидных ограничений оборот междугородных пассажирских перевозок автобусами в России начал постепенно восстанавливаться. С 2022 г увеличению выручки операторов рынка дополнительно способствовало перераспределение спроса с других видов пассажирского транспорта на автобусы как наименее затратный вид междугородного сообщения. Развитие внутреннего туризма также увеличивало число пассажиров межугородных автобусов. При снижении доступности зарубежного отдыха россияне переключились на путешествия внутри страны. Кроме того, при закрытом авиасообщении в южных регионах страны междугородные автобусы стали альтернативным решением доставки туристов на Черноморское побережье.
«Анализ рынка междугородных автобусных перевозок в России», подготовленный BusinesStat, включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
При подготовке обзора используется официальная статистика и собранные данные.
Информация профильных ведомств:
Информация, собранная BusinesStat:
ИНФРАСТРУКТУРА ОТРАСЛИ
Предприятия
Автобусы
Дороги
Персонал
РЕЙТИНГ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ (ЮРЛИЦ)
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ
ГУП «Мосгортранс»
АО «Мострансавто»
ГУП «Башавтотранс» РБ
ООО «Трансавтолиз»
ООО «Транс-Балт»
ПАССАЖИРЫ И ПОЕЗДКИ
Численность пассажиров
Уровень пользования
Затраты
Численность поездок
ПАССАЖИРООБОРОТ
ОБОРОТ РЫНКА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА ПОЕЗДКИ НА МЕЖДУГОРОДНЫХ АВТОБУСАХ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
Таблица 1. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта в России в 2023 г
Таблица 2. Численность предприятий отрасли междугородного автобусного транспорта по форме собственности в России в 2023 г
Таблица 3. Численность предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2023 г
Таблица 4. Численность автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (тыс)
Таблица 5. Возрастная структура парка автобусов общего пользования в России в 2019-2023 гг (%)
Таблица 6. Структура парка автобусов общего пользования по видам топлива в России в 2019-2023 гг (%)
Таблица 7. Численность автобусов общего пользования по регионам России 2023 г
Таблица 8. Обеспеченность автобусами общего пользования в России в 2019-2023 гг (на 100 тыс жителей)
Таблица 9. Обеспеченность автобусами общего пользования по регионам России в 2023 г (на 100 тыс жителей)
Таблица 10. Протяженность автомобильных дорог в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 11. Протяженность автомобильных дорог по видам в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 12. Протяженность автомобильных дорог по назначению в России в 2019-2023 гг (тыс км)
Таблица 13. Протяженность автомобильных дорог по регионам России 2023 г (км)
Таблица 14. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по регионам России 2023 г (км)
Таблица 15. Протяженность автомобильных дорог необщего пользования по регионам России 2023 г (км)
Таблица 16. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (тыс чел)
Таблица 17. Трудовые ресурсы предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России 2019-2023 гг (чел)
Таблица 18. Фонд начисленной заработной платы и средняя зарплата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта в России в 2019-2023 гг (млрд руб, тыс руб в год)
Таблица 19. Средняя заработная плата сотрудника предприятий междугородного автобусного транспорта по регионам России в 2019-2023 гг (тыс руб в год)
Таблица 20. Рейтинг предприятий отрасли по выручке от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 21. Рейтинг предприятий отрасли по прибыли от продаж в 2022 г (млн руб)
Таблица 22. Рейтинг предприятий отрасли по себестоимости в 2022 г (млн руб)
Таблица 23. Рейтинг предприятий отрасли по основным средствам в 2022 г (млн руб)
Таблица 24. Рейтинг предприятий отрасли по рентабельности продаж в 2022 г (%)
Таблица 25. Численность пассажиров междугородных автобусов в России в 2019-2023 гг (млн чел)
Таблица 26. Прогноз численности пассажиров междугородных автобусов в России в 2024-2028 гг (млн чел)
Таблица 27. Средний уровень пользования междугородными автобусами в России в 2019-2023 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 28. Прогноз среднего уровня пользования междугородными автобусами в России в 2024-2028 гг (поездок на пассажира в год)
Таблица 29. Средние годовые затраты пассажира на междугородные автобусы в России в 2019-2023 гг (руб в год)
Таблица 30. Прогноз средних годовых затрат пассажира на междугородные автобусы в России в 2024-2028 гг (руб в год)
Таблица 31. Численность поездок на междугородных автобусах в России в 2019-2023 гг (млн)
Таблица 32. Прогноз численности поездок на междугородных автобусах в России в 2024-2028 гг (млн)
Таблица 33. Пассажирооборот междугородных автобусов в России в 2019-2023 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 34. Прогноз пассажирооборота междугородных автобусов в России в 2024-2028 гг (млрд пассажиро-км)
Таблица 35. Оборот рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 36. Прогноз оборота рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2024-2028 гг (млрд руб)
Таблица 37. Средняя цена поездки на междугородном автобусе в России в 2019-2023 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 38. Прогноз средней цены поездки на междугородном автобусе в России в 2024-2028 гг (руб/чел за поездку)
Таблица 39. Средняя цена поездки в междугородном автобусе в расчете на 50 км пути по регионам в России в 2019-2023 гг (руб)
Таблица 40. Выручка от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 41. Выручка от продаж по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 42. Коммерческие и управленческие расходы в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 43. Коммерческие и управленческие расходы по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 44. Себестоимость в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 45. Себестоимость по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 46. Прибыль от продаж в 2019-2023 гг (млрд руб)
Таблица 47. Прибыль от продаж по регионам России 2019-2023 гг (млн руб)
Таблица 48. Экономическая эффективность в России в 2019-2023 гг (раз, %, сут дн)
Таблица 49. Структура инвестиций в отрасль в 2019-2023 гг (млн руб)
По данным «Анализа рынка теплозвукоизоляционных материалов и изделий в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г их продажи в стране сократились на 8% и составили 71 млн м3. Продукция российского производства составляет более 70% теплозвукоизоляционных материалов и изделий, представленных на внутреннем рынке.
По данным «Анализа рынка стеновых и перегородочных материалов в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г их продажи в стране увеличились на 4% и составили 53 млн т.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Usage & attitude: потребительские предпочтения на российском рынке доставки готовой еды в 2025 г.», выяснилось, что сегодня основная причина выбора услуги по заказу готовой еды, это, в первую очередь, отсутствие желания готовить. Данный ответ выбрали 81% респондентов. Коме того, потребителями движет желание попробовать разнообразные виды блюд. И более половины, в частности 65%, набрал ответ «недостаток времени на приготовление пищи». Таким образом, главным мотиватором заказа услуги по доставке готовой еды является желание попробовать разнообразные блюда при отсутствии желания и времени готовить.