По оценкам BusinesStat, в 2016-2019 гг масса грузов, перевезенных автомобильным транспортом в Казахстане, выросла на 11,6%: с 3,18 до 3,55 млрд т. Рост автомобильных перевозок грузов в стране обеспечивался развитием сети автодорог в рамках реализации государственных инфраструктурных проектов, привлечением новых транзитных грузопотоков, развитием внутреннего производства.
В 2020 г карантинные меры, принятые правительством страны в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции, привели к сокращению автомобильных грузоперевозок на 7,4% до 3,29 млрд т. Ограничения на грузовые автотранспортные перевозки в международном и внутриреспубликанском сообщении не вводились. Однако произошло общее снижение деловой активности в регионе и сокращение географии поставок грузов. У населения Казахстана и соседних регионов снизились реальные доходы, граждане стали экономить на необязательных товарах. Сократилось внутреннее производство, импорт и экспорт продукции, в результате чего снизились объемы транзитных и внутренних автомобильных перевозок.
В 2021 г по мере нормализации эпидемической и экономической ситуации в регионе произойдет восстановление массы перевозимых автомобильным транспортом грузов до 3,49 млрд т (на 6,2% к уровню 2020 г).
В 2022-2025 гг прогнозируется рост грузоперевозок автомобильным транспортом в Казахстане на 1,2-1,9% ежегодно до 3,71 млрд т в 2025 г. Поддерживать увеличение автомобильных грузоперевозок в стране будет реализация государственных программ развития транспортной отрасли, перерабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса. Развитию транзитных автомобильных грузоперевозок будет способствовать рост экономики Китая и стран Юго-Восточной Азии и их заинтересованность в увеличении объемов перевозок грузов в страны Западной Европы сухопутным путем через территорию Казахстана.
«Анализ рынка автомобильных грузовых перевозок в Казахстане в 2016-2020 гг, оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приведены следующие детализации:
Источниками информации для обзора являются профильные госорганы и научно-исследовательские организации:
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ОБЗОРА РЫНКА
СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА
ИНФРАСТРУКТУРА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
Автомобильные дороги
Подвижной состав
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
ГРУЗООБОРОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
СРЕДНЯЯ ДАЛЬНОСТЬ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
ОБОРОТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
ЦЕНА КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ «ТРАНСПОРТ И СКЛАДИРОВАНИЕ»
Предприятия
Персонал
Финансы
Инвестиции
Таблица 1. Численность населения, Казахстан, 2016-2025 гг (млн чел)
Таблица 2. Номинальный и реальный ВВП, Казахстан, 2016-2025 гг (млрд долл США, %)
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал, Казахстан, 2016-2025 гг (% от ВВП)
Таблица 4. Инфляция в средних потребительских ценах, Казахстан, 2016-2025 гг (% к предыдущему году)
Таблица 5. Платёжный баланс, Казахстан, 2016-2025 гг (млрд долл США)
Таблица 6. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, Казахстан, 2016-2020гг (тыс км)
Таблица 7. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (км)
Таблица 8. Протяженность автомобильных дорог общего пользования по видам, Казахстан, 2016-2020гг (тыс км)
Таблица 9. Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (км)
Таблица 10. Протяженность прочих автомобильных дорог общего пользования, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (км)
Таблица 11. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием общего пользования, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (км на 1000 кв км)
Таблица 12. Численность грузовых автомобилей, Казахстан, 2016-2020гг (тыс ед)
Таблица 13. Численность грузовых автомобилей, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (ед)
Таблица 14. Численность грузовых автомобилей по видам, Казахстан, 2016-2020гг (тыс ед)
Таблица 15. Численность частных грузовых автомобилей, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (ед)
Таблица 16. Численность прочих грузовых автомобилей, по регионам Казахстана, 2016-2020гг (ед)
Таблица 17. Масса перевезенных автомобильным транспортом грузов, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд т)
Таблица 18. Масса перевезенных автомобильным транспортом грузов, по регионам Казахстана, 2016-2020 г (млн т)
Таблица 19. Прогноз массы перевезенных автомобильным транспортом грузов, Казахстан, 2021-2025 гг (млрд т)
Таблица 20. Грузооборот автомобильного транспорта, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд тонно-км)
Таблица 21. Грузооборот автомобильного транспорта по секторам рынка, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд тонно-км)
Таблица 22. Грузооборот автомобильного транспорта, по регионам Казахстана, 2016-2020 г (млн тонно-км)
Таблица 23. Прогноз грузооборота автомобильного транспорта, Казахстан, 2021-2025 гг (млрд тонно-км)
Таблица 24. Прогноз грузооборота автомобильного транспорта по секторам рынка, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд тонно-км)
Таблица 25. Средняя дальность автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2016-2020 гг (км)
Таблица 26. Прогноз средней дальности автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2021-2025 гг (км)
Таблица 27. Оборот автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2016-2020 гг (млн долл)
Таблица 28. Оборот автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд тенге)
Таблица 29. Прогноз оборота автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2021-2025 гг (млн долл)
Таблица 30. Прогноз оборота автомобильных грузоперевозок, Казахстан, 2021-2025 гг (млрд тенге)
Таблица 31. Средняя цена перевозки 1 тонны груза автомобильным транспортом, Казахстан, 2016-2020 гг (долл за тыс км)
Таблица 32. Средняя цена перевозки 1 тонны груза автомобильным транспортом, Казахстан, 2016-2020 гг (тенге за км)
Таблица 33. Прогноз средней цены перевозки 1 тонны груза автомобильным транспортом, Казахстан, 2021-2025 гг (долл за тыс км)
Таблица 34. Прогноз средней цены перевозки 1 тонны груза автомобильным транспортом, Казахстан, 2021-2025 гг (тенге за км)
Таблица 35. Сезонное колебание цен автомобильных грузоперевозок, Казахстан, янв-дек 2020 г (% к декабрю предыдущего года)
Таблица 36. Численность предприятий отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг
Таблица 37. Численность предприятий отрасли по формам собственности, Казахстан, 2016-2020 гг
Таблица 38. Трудовые ресурсы предприятий отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (тыс чел)
Таблица 39. Средняя заработная плата сотрудника отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (долл в мес)
Таблица 40. Доход от реализации продукции и оказания услуг по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 41. Прибыль (убыток) до налогообложения по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 42. Себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 43. Непроизводственные расходы по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд долл)
Таблица 44. Рентабельность (убыточность) по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (%)
Таблица 45. Инвестиции в основной капитал по отрасли, Казахстан, 2016-2020 гг (млрд долл)
По данным «Анализа рынка цемента в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2019-2023 гг его производство в стране возросло на 19%: с 10,3 до 12,2 млн т. Активное строительство в стране требует все больше стройматериалов. Небольшое снижение выпуска наблюдалось только в 2022 г (на 1,7% относительно прошлого года) на фоне сокращения экспортных поставок и продаж внутри страны.
По данным «Анализа рынка этилового спирта в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г продажи этилового спирта в Казахстане упали на 12% по отношению к предыдущему году и составили 23 млн л.
По данным «Анализа рынка автобусных перевозок в Казахстане», подготовленного BusinesStat в 2024 г, за 2021-2023 гг численность автобусных пассажирских перевозок в Казахстане увеличилась на 63% и вернулась к уровню 2019 г – 1,44 млрд поездок.