Маркетинговое исследование отражает текущее состояние, структуру и потенциал рынка свежесрезанных цветов в России. Показывает, как отреагировал рынок на: снижение покупательной способности населения, изменение курсов валют, изменения на рынке с введением запрета поставок цветов из Нидерландов и другие факторы, оказавшие на рынок значительное влияние в 2015 г. Также отчет содержит анализ рынка в ретроспективе с 2010 года.
В исследовании проанализирована ситуация на рынке, представлено положение российской тепличной отрасли: состояние и перспективы ее развития. Отчет содержит подробный анализ российского тепличного рынка на основании таких показателей как: динамика ввода площадей, структура, география, конкурентная среда, ценовая политика на рынке, тенденции в технологиях выращивания, наиболее рентабельные проекты, привлекательные регионы с точки зрения инвестирования, география новых проектов, основные проблемы отрасли.
Представлен анализ рынка цветочной срезки, рассчитан объем и динамика рынка, уровень спроса, сезонность, доля импорта на рынке, показаны основные тенденции и факторы, влияющие на рынок.
Представлен объем и динамика продаж свежих цветов; основные каналы сбыта; оптовые продавцы, их доли и выручка; розничные продавцы, их доли и выручка.
Показаны возможности и перспективы рынка для выхода новых отечественных игроков – определена свободная ниша и потенциал рынка. Представлен прогноз развития рынка до 2020г.
Представлен анализ производства свежесрезанных цветов, по таким показателям как: объем производства, динамика производства, география по ФО и регионам. Выявлены основные производители срезанных цветов и роз в частности, представлена их выручка.
Проведен конкурентный анализ по выявленным производителям, представлены такие показатели как: площади, виды выращиваемых цветов, объемы/мощности производства млн. шт. /год, сорта и др. Представлены профили крупнейших производителей: описание деятельности, технологии, финансовая отчетность и отраслевые риски предприятий. Дана оценка состояния конкурентной среды.
Проведен и представлен анализ импорта на рынке свежесрезанных цветов в РФ в целом по цветам и в отдельности по розам, хризантемам, гвоздикам, орхидеям и прочим цветам и зелени, который включает: объем и динамику импорта по видам в натуральном и стоимостном выражении, географию импорта по странам-поставщикам, географию импорта по ФО и регионам-получателям.
Отражена текущая ситуация в потребительском секторе: уровень доходов, платежеспособный спрос, покупательная способность населения.
Полная версия отчета состоит из 257 страниц и включает 32 диаграммы, 38 рисунков и 131 таблицу.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
• Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат)
• ФТС РФ
• Министерство экономического развития РФ
• Министерство сельского хозяйства
• Средства массовой информации (периодические издания, журналы: Агробизнес и другие)
• Данные ассоциации «Теплицы России»
• Электронные источники (базы данных, интернет - ресурсы)
• Собственные базы данных «Эвентус консалтинг»
• Данные производителей
• Другие источники
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ:
• Цены производителей цветов зависят от нескольких основных факторов: сорт, длина стебля, объем партии. В отличие от других цветов, цены на свежие розы имеют широкий диапазон, который определяется сезонностью, сортом, величиной бутона, длиной стебля и цветом. Очевидно, что самые дорогие розы в оптовых поставках производителей с длиной стебля 80-90 см, чья цена при мелком опте достигает *** рублей за штуку. Самые дешевые – розы с коротким стеблем 40 см, стоимость такой розы при крупном опте может составлять от *** руб. за шт.
• В 2015 году цены на цветы выросли более чем на **%, такой рост вызван в первую очередь значительным сокращением импортных поставок цветов и как следствие нехваткой предложения на рынке.
• Значительный рост цен на цветочную срезку наблюдался уже с января 2015 года. Совокупный прирост цен за январь-март 2015 года составил почти **%. С апреля по июль наблюдалось сезонное снижение, но уже с августа цены опять пошли вверх, к концу года (93,4 рубля за шт.) превысив пиковые значения цен в марте (92,7 руб.).
• Рынок срезанных цветов в РФ еще находится на стадии формирования и сильно зависит от предложения на рынке и активного потребительского спроса. Отметим, что с 2012 по 2014 годы рынок цветов в натуральном выражении рос в среднем на ***% в год. По итогам 2015 года по оценке компании «Эвентус консалтинг» рынок сократился на ***% и составил ** млрд. шт. Такой спад на рынке вызван в первую очередь значительным сокращением импорта голландских цветов, попавших под запрет к ввозу с августа 2015 года.
• В стоимостном выражении по нашим расчетам рынок вырос на ***% и составил *** млрд. руб. Такой рост спровоцирован рекордным повышением розничных цен на свежесрезанные цветы и, не смотря на спад продаж в натуральном выражении, в стоимостном – рынок остается в положительном тренде.
• Основная часть свежих цветов поступает в розничную продажу через оптовые компании, которые предлагают как импортные, так и отечественные цветы. На рынке представлено более *** компаний, которые занимаются оптовыми продажами цветочной срезки. Крупнейшими по объемам выручки от продаж можно назвать «****************», с долей 7% в общеотраслевой выручке. «**************» (Москва) занимала также долю в 7%. Третье место заняла компания «************», с долей в выручке 5%.
• Розничная продажа цветов осуществляется в основном через небольшие ларьки и цветочные павильоны (***%). Тем не менее, в последнее время формат магазина или салона цветов существенно наращивает обороты, доля сегмента увеличивается и достигает в некоторых регионах ***%. В крупных городах становятся популярными цветочные бутики. На базе крупных розничных продавцов функционируют интернет-магазины (например, Цветоптторг).
• По нашим расчётам потенциальная свободная ниша на рынке в настоящее время составляет ***% или *** млрд. шт., данная доля была рассчитана на основании таких данных****** ** *********** ******** *********** ****** ** ********** ***** * * ****** ************* ********, **** **********. ***** ********* ****** **** ** **** **************** ********* ** ****** *****.
СОДЕРЖАНИЕ
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА 7
ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ 8
ГЛАВА 2. ВЫРАЩИВАНИЕ ЦВЕТОВ НА СРЕЗКУ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕПЛИЦАХ 11
2.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ВЫРАЩИВАНИЯ РОЗ НА СРЕЗ 11
2.1.1. Разновидности посадки роз 11
2.1.2. Формирование куста роз и срез цветов 14
2.1.3. Управление технологическими системами при выращивании роз 23
2.1.4. Продуктивность. Выбор тактики и стратегии выращивания роз на срез 24
2.1.5. Срезка роз, охлаждение, сортировка, хранение и транспортировка роз 28
2.2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ ЦВЕТОВ В ТЕПЛИЦАХ 32
2.2.1. Культивационные сооружения. Инженерно-технологическое оснащение и оборудование 32
2.2.2. Способы выращивания и субстраты. Преимущества и недостатки 35
2.2.3. Основные параметры микроклимата в теплицах для выращивания роз. Температурный режим 36
2.2.4. Основные параметры микроклимата в теплицах для выращивания роз. Световой режим 44
2.2.5. Основные параметры микроклимата в теплицах для выращивания роз. Углекислый газ 48
2.2.6. Полив и минеральное питание 50
2.2.7. Лотковая система выращивания роз 56
2.2.8. Схемы посадки 60
2.3. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫРАЩИВАНИЯ РОЗ В ТЕПЛИЦАХ МЕТОДОМ МАЛООБЪЕМНОЙ ГИДРОПОНИКИ 64
ГЛАВА 3. ОБЗОР ТЕПЛИЧНОГО РЫНКА В РОССИИ 71
3.1. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РЫНКА 71
3.1.1. Динамика площадей закрытого грунта (1974-2014 гг.) 71
3.1.2. Структура площадей закрытого грунта по видам (зимние, весенние теплицы, парники, утепленный грунт, посевы под пленкой) 72
3.2. ГЕОГРАФИЯ РАСПОЛОЖЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ ЗАКРЫТОГО ГРУНТА 73
3.4. КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА. СУЩЕСТВУЮЩИЕ И НОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ 78
3.5. ЦЕНОВОЙ АНАЛИЗ 84
3.5.1. Цены производителей на цветочную срезку 84
3.5.2. Потребительские цены. Годовая динамика цен 2010-2015 гг. 84
3.5.3. Потребительские цены. Месячная динамика 2013-2015 гг. Сезонные пики и спады цен. 85
3.5.4. Потребительские цены. Цены в региональной разбивке с 2013 по 2015 гг. ТОП - регионы с максимальными ценами на срезанные цветы. 86
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ РЫНКА СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ 91
4.1. ОБЪЕМ И ДИНАМИКА РЫНКА 2011-2015 гг. УРОВЕНЬ СПРОСА НА ЦВЕТЫ 91
4.2. ДОЛЯ ИМПОРТА И ОТЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА 91
4.3. РЕАЛИЗАЦИЯ СВЕЖЕСРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ 92
4.3.1. Объем и динамика продаж 2011-2015 гг. 92
4.3.2. Сезонность рынка 93
4.3.4. Оптовая торговля. Оптовые продавцы цветов, выручка от продаж, доля. 94
4.3.5. Розничная торговля. Розничные продавцы цветов, выручка от продаж, доля. 97
4.3.6. Интернет-торговля 100
4.4. ТЕНДЕНЦИИ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЫНОК 100
4.4.1. Факторы, оказывающие влияние на рынок в настоящее время 100
4.4.2. Основные тенденции 2015-2016 гг. 101
4.4.3. Возможности и перспективы рынка для выхода новых отечественных игроков. Свободная ниша рынка. 102
4.5. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ДО 2020 Г. 103
4.6. РЫНОК ЦВЕТОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА 105
4.6.1. Импорт и логистика 106
4.6.2. Тепличное производство и его перспективы 107
4.6.3. Уровень и динамика цен. Тенденции в ценовой политике 107
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА 109
5.1. ПРОИЗВОДСТВО ЦВЕТОВ НА СРЕЗ 109
5.1.1. Реальный объем производства свежесрезанных цветов. Структура производства по видам. 109
5.1.2. Валовый сбор свежесрезанных цветов 109
5.1.2. География валового сбора срезанных цветов 110
5.1.3. Региональная структура производства. Регионы с максимальным и минимальным уровнем производства. 110
5.1.4. ТОП-15 (по выручке) цветочных тепличных хозяйств 111
5.1.5. Крупнейшие производители роз 112
5.2. ОБЪЕМ И ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА ЛУКОВИЦ, КЛУБНЕЛУКОВИЦ, КОРНЕВИЩ ЦВЕТОВ 113
5.2.1. Валовый сбор 113
5.2.2. Региональная структура 113
ГЛАВА 6. АНАЛИЗ ИМПОРТА СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ 115
6.1. ИМПОРТ СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ И БУТОНОВ 2006-2015гг. 115
6.1.1. Объем и динамика импорта в натуральном и стоимостном выражении 115
6.1.2. Сезонность импорта, месячная динамика поставок 116
6.1.3. Структура импорта по видам цветов 117
6.1.4. Региональная структура импортных поставок и ее изменение в 2015 г. Регионы-получатели и их объемы. 118
6.2. ГЕОГРАФИЯ ИМПОРТА ПО СТРАНАМ-ИМПОРТЕРАМ 120
6.2.1. Срезанные цветы и бутоны 121
6.2.2. Розы 124
6.2.3. Хризантемы 125
6.2.4. Гвоздики 126
6.2.5. Орхидеи 127
6.2.6. Прочие виды цветов 128
ГЛАВА 7. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕКТОР 131
7.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РФ В 2015 Г. 131
7.2. УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ 132
7.3. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ 135
ГЛАВА 8. КОНКУРЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЦВЕТОВ НА СРЕЗ 143
8.1 ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЮЯЮЩИЕ ОТРАСЛЕВУЮ КОНКУРЕНЦИЮ 143
8.1.1 Внешняя среда 143
8.1.2. Внутренняя среда 143
8.2. ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ СБЫТА И ПРОДВИЖЕНИЯ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ 144
8.2.1. Основные каналы сбыта 144
8.2.2. Выбор рынка сбыта продукции 144
8.2.3. Ориентация на покупателя 146
8.3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ (ПЛОЩАДИ, МОЩНОСТИ, СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, СОРТ) 146
8.4. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ 147
8.5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ 148
8.5.1. ТК МОКШАНСКИЙ 148
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 148
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 149
8.5.2. РОЗОВЫЙ САД, КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 154
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 154
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 157
8.5.3. ООО «ЮГ-АГРО», КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ 162
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 162
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 163
8.5.4. АО «РОУЗХИЛЛ», КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 168
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 168
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 169
8.5.5. «ТЕПЛИЧНЫЙ КОМПЛЕКС-ПОДОСИНКИ», МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 174
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 174
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 177
8.5.6. ОАО «МИР ЦВЕТОВ», МОРДОВИЯ 181
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 181
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 182
8.5.7. ООО «ЦВЕТЫ УДМУРТИИ», УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 187
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 187
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 189
8.5.8. ОАО «МИР ЦВЕТОВ РМ» 193
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 193
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты, оценка рисков) 195
8.5.9. ТЕПЛИЧНЫЙ КОМБИНАТ "СТУПИНО", МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ (НАЗНАЧЕН ЛИКВИДАТОР) 200
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 200
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 201
8.5.10. ОАО «ОБЛАСТНОЙ ТЕПЛИЧНЫЙ КОМПЛЕКС», ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ 204
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 204
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 205
8.5.11. "ДОЛИНА РОЗ", СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 210
О предприятии 210
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 211
8.5.12. "ИЗОВОЛ АГРО", БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 214
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 214
Субстрат IZOVOL AGRO 215
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 216
8.5.13. «УЛЬЯНОВСКИЙ СДС» (ФИЛИАЛ ГУП «МОСЗЕЛЕНХОЗ»), МОСКВА 220
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 220
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 223
8.5.14. ООО «ТРУБАЧЕВО», ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ 226
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 226
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 227
8.5.15. ОАО «ГАЛАНТУС», КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ 232
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 232
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 234
8.5.16. ООО "ДЕКОРАТИВНО-ЦВЕТОЧНЫЕ КУЛЬТУРЫ", 238
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 239
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 239
8.5.17. ООО "Чеховский сад" 244
Характеристика предприятия, технологии и производимая продукция 244
Основные финансовые показатели предприятия (бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, финансовые показатели и коэффициенты) 248
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ 252
О КОМПАНИИ EVENTUS CONSULTING 257
Аналитики ГидМаркет представили уникальную базу данных ТОП-1000 логистических компаний России, которая открывает новые возможности для представителей различных отраслей.
Динамику российского рынка автоклавного газобетона нельзя назвать спокойной. Газоблоки очень популярны в строительстве, и применение их расширяется. Доля газобетона в общей сумме всех материалов, из которых возводятся стены зданий в РФ, по оценкам агентства ABARUS Market Research, выросла с 10% (2009) до 36% (в 2021). Газобетон активно используется и в многоквартирном строительстве (в сочетании с монолитной технологией), и в малоэтажном индивидуальном строительстве. Правда, в ИЖС газоблокам пришлось немого потесниться из-за возросшей популярности деревянных домов, но тенденция все равно устойчивая – спрос на газобетон высокий.
Российский рынок обуви в текущей ситуации демонстрирует устойчивую положительную тенденцию роста своей объемности, изменение средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей обуви характеризуются восходящей динамикой.