Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 19 октября 2017
Анастасия Василькова

Россияне продолжают экономить на детской одежде

Директор по развитию Choupette о том, как не стоять на месте в условиях низкого спроса

– 2016 год оказался неоднозначным для ретейлеров. Часть из них говорит о восстановлении продаж, другая – по-прежнему констатирует падение оборотов. Каким для вас оказался 2016 год? Можно ли говорить об улучшении рыночной ситуации в первом полугодии 2017 года?

– Действительно, 2016 год был неоднозначным для ретейлеров. Основные причины падения оборотов или стагнации уровня продаж кроятся в том, что многие компании продолжили ту же политику и с теми же усилиями, как и в 2015 году. Однако прошлый год стал очень тяжелым с точки зрения борьбы за покупательский спрос. Именно от того, насколько компания была подготовлена к этой борьбе и насколько активно проводила эту борьбу, и зависели результаты года.

У нас в 2016 году в сети наблюдался небольшой рост продаж, но за этим стояли огромные маркетинговые усилия. Если говорить о первом полугодии 2017 года, то тенденции по улучшению рыночной ситуации мы не наблюдаем. Покупатель продолжает беднеть, и денег на детскую одежду у него становится все меньше. И в этом году своим партнерам я все чаще привожу пример, что сейчас конкуренция за кошелек покупателя идет не между прямыми конкурентами, то есть не между Choupette и другой маркой детской одежды, а между Choupette и, например, продуктами питания. Идет максимально жесткая межотраслевая конкуренция, в которой детская одежда не обладает большим количеством преимуществ. Все-таки еда или бытовые вопросы для человека всегда остаются важнее. Первое полугодие 2017 года было очень жестким, жестче, чем в 2016 году. Сильно сказались нестабильные погодные условия по всей России, и это почувствовали все «одежники». Лето так и не начало продаваться, что, конечно, серьезно подкосило продажи. В какой-то степени сгладилась ситуация в начале школьного сезона, но, опять же, год от года конкуренция увеличивается в разы с каждым школьным сезоном. Об этом же говорит и статистика, которая зафиксировала уменьшение трат покупателей к школьному сезону в 25 раз. Если подводить общий итог по нашей сети, включая школьную форму, то оборот немного вырос, но не на плановые показатели.

– Действительно, падение доходов населения оказало значительное влияние на потребительские привычки россиян. Но, возможно, первое полугодие 2017 года принесло какие-то изменения?

– В первом полугодии 2017 года продолжает доминировать экономная модель потребления, и понятие спонтанные покупки уже практически вышло из маркетингового обихода компании. Люди выбирают по стоимости, выбирают по соотношению цена и качество, сравнивают их, анализируют, и в связи с этим спонтанные покупки «больше не в моде».

– Поделитесь, пожалуйста, своими планами по развитию на 2017-2018 годы. Собираетесь ли расширять представленность сети? Какие регионы рассматриваете в качестве наиболее перспективных для развития на сегодняшний день, и почему?

Если мы не хотим закрыться, а мы, естественно, не хотим, то необходимо развиваться. В данной экономической ситуации стоять на месте равносильно самоубийству. Планы на конец 2017 - начало 2018 г. – это повышение качества сети. Сейчас сеть магазинов Choupette уже начала этот переходный период, и мы продолжим качественные изменения по локациям, по стайлингу, по уровню сервиса. В 2018 году мы не планируем большого количественного прироста, но делаем ставки на рост экономических показателей работы каждого магазина. Мы предпринимаем целый комплекс мер по поддержке партнеров сети, и это дает свои результаты. Естественно, с точки зрения маркетинговых шагов мы также ориентируем и детализируем для своих партнеров нашу стратегию, исходя из базовых тенденций рынка детских товаров. Например, одна из тенденций, это создание комфортной атмосферы магазина, которая говорит о безопасности, об уюте данного места. И ряд наших усилий, как в маркетинге, так и в мерчендайзинге и сервисе направлен на развитие и материализацию этой тенденции в каждой торговой локации.

– Развиваетесь ли Вы по франшизе? Если да, то какие меры по поддержке партнеров сети Вы предпринимаете в условиях падения потребительского спроса? Наблюдается ли повышение интереса к франчайзингу как стратегии развития?

– В конце 2016 года не наблюдалось повышения интереса к франчайзингу. На мой взгляд, тенденция будет спадать и в будущем. С одной стороны, это связано с экономической ситуацией: у людей банально нет денег для того, чтобы рискнуть и вложиться в собственный бизнес. С другой стороны, бум на франчайзинг, который создал большое количество «пены» в этом направлении уже успел себя дискредитировать большим количеством недобросовестных франчайзинговых концептов. Работая по франчайзингу, мы стараемся все время совершенствовать свой концепт. Так, например, в этом году мы запустили и успешно развиваем Университет Choupette – специальную базу для обучения всех уровней персонала. Разработана полугодовая программа, которая уже дает свои положительные результаты в условиях падения потребительского спроса. На данный момент мы делаем упор не на увеличение количества партнеров, а на качественную поддержку регионов с нашими сильными франчайзи. В их развитие мы вкладываем и время, и средства.

– В кризис компании стали активно менять свои программы лояльности? Какие меры Вы предприняли для удержания лояльных клиентов в непростых экономических реалиях? Изменилась ли Ваша политика в данной сфере, и планируете ли Вы какие-либо нововведения в этом направлении?

– Весь наш комплекс усилий по всем направлениям – маркетинг, мерчендайзинг, обучение – нацелен на удержание лояльных клиентов. И политику в данной сфере мы не планируем менять кардинально. Как я говорила ранее, мы делаем особый упор на создание атмосферы в наших магазинах, обучение персонала, создание максимально комфортной обстановки, в которую покупателю захочется вернуться.

– Насколько эффективны в рамках деятельности компании интернет-продажи? Занимаетесь ли развитием этого направления?

– В этом направлении мы собираемся изменить систему интернет-продаж, сделав ее более централизованной. Такой переход был принят большинством голосов наших партнеров-франчайзи и обусловлен желанием улучшить качество обслуживания, тем самым повысив лояльность наших клиентов в интернет пространстве.

– Развивает ли Ваша компания собственное производство?

– Торговая марка Choupette изначально базировалась на собственном производстве. Естественно, компания продолжает его развивать. Но основная проблема сейчас не в материально-технической базе, какой бы она не была дорогостоящей в обслуживании, а в кадрах. Производственные мощности загрузить можно, но кадрами загрузить производство с каждым годом становится все более проблематично. Чувствуется дефицит сотрудников всех уровней – от швей до дизайнера. И, на мой взгляд, это одна из основных проблем российского производства. Мы готовы создавать рабочие места, но для этих рабочих мест нет специалистов.

Материалы по теме
Показать еще