Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 3 февраля 2026
Владимир Баженов

Мы рады, что за последние годы потребитель заново «привык» к российским брендам. «Сделано в России» сегодня — это знак качества, а не отсутствие выбора

Основатель бренда «Мебель братьев Баженовых» специально для исследования мебельного рынка в России 2026

― Как можете охарактеризовать результаты работы компании в 2024–2025 гг.? Все ли поставленные цели были достигнуты? С какими сложностями вы столкнулись и как удалось их преодолеть?

 Мы живем и работаем в едином рыночном, экономическом пространстве, зависим от одних и тех же факторов. Было бы неправильно говорить, что мы не чувствуем изменений, сложностей, влияния внешних обстоятельств.

2024 год прошел для нас под знаком юбилея — 30 лет на рынке. С 1994-го из небольшого семейного предприятия мы выросли до федеральных масштабов, справились за это время не с одним кризисом разного масштаба и сегодня уверенно занимаем лидирующие позиции в отрасли. Цифра года — выпустили более 10 000 единиц мебели.

Вот эти годы и успех, имя и репутация, доверие людей — наше главное достижение. В 2025-м стали Брендом года в России. Эта победа — и заслуженное признание, и знак качества, подтверждение статуса, и старт для нового этапа, стимул к росту, инновациям и лидерству.

― Как высокая ставка ЦБ отразилась на ваших результатах и планах по развитию? По возможности, выделите отдельно воздействие на производственный сектор, развитие розницы и спрос со стороны покупателей.

 Планы хороши тем, что их можно корректировать. А мечты не меняются, цели остаются. Да, вероятно, для их достижения потребуется больше усилий, ресурсов и времени, но эти вызовы еще больше объединяют и мотивируют нас.

Изменения денежно-кредитной политики регулятора сказываются на всех участниках цепочки. Мы ценим возможность оставаться производителем — создаем нашу мебель собственными силами: от идеи до воплощения. Только производственных площадей у нас 50 000 кв. м. Это позволяет в некотором роде оставаться независимыми.

Конечно, с поставщиками приходится работать: подбирать более гибких, пересматривать логистику.

Прирост производства в отрасли с января по июнь 2025 года в рублях составил чуть больше 1%, в штуках — почти 6%. Мы эти тенденции в целом наблюдаем и у себя.

Еще важно: в России сейчас, серьезно занимаясь мебелью, ты поддерживаешь другие отрасли. Не только деревообработку, еще предприятия нефтехима, металлообработки — тех, кто занимается наполнителем, фурнитурой. Вот эти чувства сопричастности и ответственности за партнеров тоже держат в тонусе и помогают справляться с трудностями.

― Повлиял ли на бизнес вашей компании кризис в строительной отрасли и на рынке недвижимости в условиях высокой ключевой ставки?

 У нас хорошие отношения со многими застройщиками и девелоперами, есть совместные проекты, но объективно мы не можем сказать о критической зависимости.

Да, снижение рынка новостроек и частных домов, доступности ипотеки означает меньше «первичной комплектации» — просели сегменты кухонной мебели, спален, гостиных.

Да и рынок уже насытился. В начале 2020-х, во время ипотечного бума, на фоне релокации, дачных историй, льготных кредитов многие обставили квартиры. Сегодня запросы смещаются в сторону косметических обновлений.

С точки зрения планов развития, конечно, отмечаем эти тенденции. При текущих ставках на рыночную ипотеку только 17% населения могут позволить себе её без поддержки государства. Это определенно вызов сегодняшнего дня.

Стройка — это мультипликатор, поэтому риски чувствуем, отмечаем и рассчитываем на мудрые решения наших экономических ведомств, которые приведут к оживлению и сбалансированности рынка.

 Ощущаете ли вы дефицит кадров? Если да, какого именно персонала не хватает вашей компании? Какие меры вы предпринимаете для решения данной проблемы? Как повышаете свою привлекательность как работодателя?

 У нас достаточно сложившийся коллектив. Есть ветераны. Эту лояльность ценим и, привлекая молодёжь, стараемся формировать привязанность с первых шагов в компании.

Оптимальный режим труда и отдыха, удобная организация рабочих смен, утренней и вечерней доставки сотрудников (дом – работа – дом), мест отдыха на предприятии, питания — это базовые вещи.

Новые технологии и подходы в отрасли требуют систематического повышения квалификации. Корпоративный университет, департамент HR реализуют многоступенчатые образовательные программы. Это системная работа: регулярно проводим консультации, вебинары, мастер-классы, действует институт наставничества.

Залог эффективности команды из более чем 300 сотрудников — от дизайнеров до складских рабочих — мощная корпоративная культура: от повсеместного использования бренда до общих мероприятий, внутренних конкурсов, даже просто активностей в корпоративном чате. Это та основа, которая позволяет человеку чувствовать себя у нас в кругу единомышленников.

Ориентация компании на развитие требует закрывать потребности в кадрах — нам нужны хорошие руки и светлые головы: сборщики, работники на производство, специалисты по продажам. К счастью, нас ценят не только в качестве бренда, но и как работодателя. У нас хотят работать.

 Инфляция, волатильность курса рубля, высокие процентные ставки по кредитам, как и кадровый кризис сказываются на ценах в офлайн- и онлайн-магазинах. Как менялся ценник в вашей сети в 2024–2025 гг.? Какой рост заложен на 2026 г.?

 По отдельным позициям, линейкам нам даже удаётся снижать цены. Понимаем, что не можем расти здесь безосновательно «в небо».

Мебель в 2025 году вообще дорожает медленнее, чем все прочие товары и услуги. Мы в рамках этих тенденций и реагировать будем соответствующим образом, руководствуясь объективными экономическими факторами и здравым смыслом.

 Как менялся спрос на мебель со стороны покупателей в 2024–2025 гг.? На ваш взгляд, с чем связаны данные тенденции? Отмечаете ли вы снижение трафика в торговых центрах в 2025 году?

 Розничные продажи мебели с января по июнь 2025 года в рублях выросли на 3,3%. Но что мы видим на рынке?

Приходится отмечать снижение спроса. Причины объективные. Уменьшается покупательская способность. Мебель становится покупкой «на потом». Кредиты не спасают: с текущими ставками это большие риски.

Меняются и привычки людей. Молодежь и активная аудитория 25–40 лет чаще выбирают аскетичный интерьер без громоздкой мебели. Спрос смещается в сторону модульных решений и трансформеров. Мы, кстати, на это реагируем: предлагаем соответствующие модели и коллекции.

Растет рынок аренды и съемного жилья. Съёмщики не инвестируют в хорошую мебель. Формируется культура «арендованной комплектации» — это дешевая, разборная, временная мебель.

В целом в отрасли растет б/у и дешевый сегмент. Дизайн и материалы упрощаются, ассортимент выравнивается, рынок теряет разнообразие.

А ещё мы рады, что за последние годы потребитель заново «привык» к российским брендам. «Сделано в России» сегодня — это знак качества, а не отсутствие выбора.

Это общие настроения и процессы, которые не могут нас не беспокоить, хотя как производитель мебели класса люкс с достаточно консервативной аудиторией и ценностями мы и чувствуем себя несколько увереннее.

 Экспортируете ли вы свою продукцию за рубеж? Как изменился объем и направления экспорта с начала 2022 года? Каковы ваши планы по экспортному направлению на 2025–2026 гг.?

 Мы за 30-летнюю историю работали с разными странами. В 2025 году пришли в Армению, там с брендом работает наш партнёр, в течение года также вели переговоры ещё по ряду интересных международных направлений.

В 2024-м получили поддержку Российского экспортного центра (ВЭБ.РФ), возможность представительства под эгидой Made in Russia — стали обладателем сертификата соответствия требованиям Системы добровольной сертификации «Сделано в России». Эта госпрограмма помогает продвижению российских брендов и товаров на международной арене.

Наши двери всегда открыты к сотрудничеству.

 Как изменилась маркетинговая политика вашей компании за последний год? Какие инструменты маркетинга вы оцениваете как наиболее эффективные? На какие каналы коммуникации с клиентами сейчас делаете ставку?

 У нас сильная команда маркетологов. Поэтому видим изменения в этой сфере, стараемся вовремя реагировать и не допускать ошибок конкурентов.

Аналитики отмечают слабый маркетинг классических производителей. Бренды не адаптируются под mobile-first, не делают UX удобным, не стимулируют UGC.

Как реагируем? Оптимизируем сайт, в том числе мобильную версию, с точки зрения скорости, удобства, информативности и функциональности. Перерабатываем товарные группы, запустили 3Д-туры в салоны и кросс-сейл. Активно работаем с отзывами клиентов и партнеров.

Понимаем важность комьюнити для нашего сегмента. Запустили сайты для потенциальных партнёров и дизайнеров, заявляем о себе на профильных ресурсах и тв-шоу. Наша мебель представлена в дизайн-проектах известных российских дизайнеров.

Важное значение придаем выставочной деятельности. Конечно, широко присутствуем в соцсетях, на постоянной основе сотрудничаем с топовыми информагентствами, например, РБК. Понимаем важность и значение работы по укреплению, повышению узнаваемости бренда.

 Какова доля и динамика онлайн-продаж? Маркетплейсы и собственный онлайн-магазин: какую динамику показывают данные каналы и на каком из 2-х каналов e-commerce будет сконцентрировано Ваше внимание в 2025–2026 гг.?

 Знаем о динамике этого направления в целом, о развитии здесь продаж товаров для дома и мебели. Рост рынка российского e-com за 3 квартала 2025 года на 32% до 8,2 трлн руб. по сравнению с прошлым годом не может не впечатлять.

Знаем и то, что тут высокая конкуренция и насыщенность потребителей, а самое перегретое направление — матрасы и как раз мягкая мебель.

При этом, безусловно, регулярно оцениваем целесообразность присутствия на этих площадках для себя. Но всё же, оставаясь брендом эксклюзивной дизайнерской мебели, пока не делаем на это основную ставку. Людям по-прежнему нужно смотреть, трогать «живую» мебель, особенно если это качественная и дорогая мебель.

В этом смысле сейчас выбрали оптимальный компромисс: запускаем подходящий бренд, который будем активно транслировать через полноценный интернет-магазин. Это будет наш независимый от маркетплейсов e-commercе. Учли в этом случае и то, что при равных условиях большая доля покупателей предпочтёт интернет-магазин маркетплейсу.

 Применяете ли вы какие-либо IT-инструменты (в том числе ИИ) для повышения эффективности бизнеса, оптимизации складских запасов, прогнозирования продаж и т.д.? Какие IT-продукты планируете внедрить в ближайшей перспективе?

 Цифровые технологии сегодня — часть нашей жизни и почти обязательное условие успешного бизнеса.

Мы возможности ИИ, например, используем в рамках внутренних образовательных программ, в работе наших визуализаторов. При этом не впадаем в крайности: нейросети помогают, а не подменяют.

Ценности бренда не позволяют нам искренность заменять на суррогаты. Это касается в том числе контента, визуализаций и т.п. Люди видят подмену, а для нас долгосрочное доверие наших клиентов важнее, чем пусть и большая, но сиюминутная эффективность или, тем более, эффект.

 На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2025–2026 гг.? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли? Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год? Рассматриваете ли возможность выхода в новые товарные ниши, запуска / расширения производства? Как меняется сегмент товаров для дома, в том числе мебельная сфера?

 Это инновации — CAD/CAM-системы, автоматизированные линии и станки с ЧПУ, «умная ме-бель»; кастомизация, т.к. потребители хотят выражения индивидуальных предпочтений; модульность и функциональность; комплексный подход — покупатель в одном месте предпочитает купить и диван, и столик, и кресло; дизайн-сервис — 80% производителей предлагают дизайн-услуги и разработку проектов «под ключ».

Мы работаем в русле развития рынка, в рамках вышеназванных тенденций и меняющихся предпочтений потребителя. В качестве подтверждения назову несколько проектов.

Базовая философия бренда «Мебель братьев Баженовых» — мебельное ателье, ориентированное на создание эксклюзивных интерьерных решений.

Это индивидуальность и уникальность — кастомизация предполагает появление новых форм на основе существующих моделей без потери в качестве и дизайне.

На основе профессиональной этики, ручного труда и тщательного отбора сырья мы заботимся о безопасности, долговечности и комфорте эксплуатации нашей мебели.

Большое внимание уделяем традиционным ремесленным техникам, мастерству и дизайну. На многих этапах мастера работают с деревом, кожей, тканями вручную.

Ценим и стремимся к смелым, ярким, убедительным творческим союзам — приглашаем к сотрудничеству дизайнеров, архитекторов, визионеров, креативные команды.

Ещё одно направление, которым заряжаемся, — диверсификация продуктовой линейки. Видим, насколько наша мебель востребована, поэтому стремимся сделать её более доступной без потери качества как для поклонников бренда, так и для новых аудиторий.

Внутри ассортиментного ряда создаём группы: капсульные коллекции, включающие не просто диван или кресло, а готовую обстановку, интерьер. Тут и мебель, и аксессуары, и в целом стиль, образ, настроение.

Продолжим развивать наш офлайн — это большая и интересная, многообещающая работа с партнёрами. Мы видим перспективы и стремимся воплотить их в жизнь.

 Каковы ваши прогнозы по развитию российского рынка мебели в 2025–2026 гг.? Какие драйверы и барьеры для роста рынка вы видите? Какие риски и возможности существуют именно для вашей компании?

 Общеэкономические тренды продолжат влиять на мебельный рынок.

О чем речь? Экономика «охлаждается» и замедляется под влиянием жесткой денежно-кредитной политики. Говорят о повышении в 2026 году примерно на 1%, но снижение ключевой ставки может взбодрить рынок. Есть шанс, что она упадёт до 12%.

Это стимулирует приток инвестиций в отрасль и активизацию кредитования населения, в том числе ипотечного. Потребление останется важным драйвером экономического роста.

В 2026-м ожидаем консолидации и «зрелости» рынка, в том числе на основе цифровизации, смещения конкуренции в сегмент качества, люкса, где главными факторами станут дизайн, экологичность, долговечность и сервис.

Набирает силу неотрадиционализм и «умный уют» в противовес технологичности — возврат к уюту, безопасности, тёплым натуральным материалам и мягким формам. Всё это и сейчас во многом — «Мебель братьев Баженовых».

Рассчитываем на дальнейший рост интереса потребителя к российским производителям мебели, в целом рынок постепенно преодолевает сырьевую и компонентную зависимость в тех ни-шах, где импортозамещение происходило медленнее. Это вселяет уверенность.

Возможности для развития остаются. Диверсификация продуктового ряда, каналов продаж («живая» розница, онлайн, совместные проекты и т. д.), освоение новых сегментов и аудиторий на основе узнаваемого, любимого бренда с историей — залог напористого, смелого движения вперёд

 

 

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже мебели 2026 139 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще