Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 30 июня 2025
Мария Бриш

Люди с энтузиазмом реагируют на новые российские бренды и готовы пробовать новое

Дизайн-директор «Яндекс Фабрики» специально для исследования рынка одежного ретейла 2025

 Расскажите, пожалуйста, как развиваются продажи ваших брендов в сегменте одежды? Каков их экономический эффект в контексте бизнеса компании? Какие категории пользуются наибольшим спросом у потребителей?

 «Яндекс Фабрика» — это производственное направление «Яндекса», которое занимается созданием товаров в разных категориях. Например, в ассортименте «Фабрики» — одежда Muted, товары для дома Pragma, товары для детей Junion, компьютерная техника Lunnen, аксессуары для электроники Commo, техника для дома Tuvio и другое. С 2021 года направление развивалось внутри «Яндекс Маркета», а с сентября 2024 года «Фабрика» стала самостоятельным бизнес-направлением внутри «Яндекса». 

«Яндекс Фабрика» на текущий момент развивает ассортимент сразу в двух категориях: одежда для взрослых и для детей. Бренд одежды Muted для мужчин и женщин был запущен в ответ на растущий спрос покупателей в fashion-сегменте. Это одна из самых быстрорастущих категорий на всем рынке e-commerce и на маркетплейсах, в частности. На «Маркете» такая же тенденция: по итогам 2024 года, количество заказов в категории «Одежда, обувь и аксессуары» увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 2023 годом. 

Запуск линейки детской одежды от Junion также продолжает стратегию «Фабрики» по развитию fashion-категории. При этом детский сегмент наравне со взрослым показывает быстрый рост: по данным «Яндекс Маркета», продажи в этой категории на маркетплейсе за 2024 год также выросли в 2 раза по сравнению с предыдущим годом. 

Что касается первых результатов, бренд Muted уже занимает на Маркете лидирующие позиции в ряде категорий товаров, также видим растущие продажи в детском сегменте. Среди наиболее популярных товаров у покупателей – футболки и рубашки бренда. Такие результаты во многом связаны с тем, что мы предлагаем практичную одежду по доступной цене. У нее актуальный крой, посадка, широкая гамма оттенков — все это позволяет легко вписать Muted в текущий гардероб и сочетать вещи между собой. Многие модели подойдут и мужчинам, и женщинам, а сама одежда изготовлена из функциональных и тактильно приятных тканей. 

Весной вышла уже вторая коллекция бренда Muted. Она расширяет ассортимент fashion-бренда «Фабрики» более чем в 2 раза — это порядка 150 моделей и 480 цветовых сочетаний. Главными новинками коллекции стали вещи из денима. Muted впервые представил брюки, куртки, юбки и шорты из джинсовой ткани. Для каждого изделия Фабрика подобрала деним разной плотности с учетом особенностей носки каждого изделия. Например, женские рубашки выполнены из денима средней плотности, который не сковывает движения и сохраняет форму, а для курток — ткань максимальной плотности.

В планах и дальше развивать бренды одежды. Уже сейчас мы готовим следующую коллекцию сезона «осень-зима» под брендом Muted, также скоро у нас появится линейка нижнего белья, коллекция домашней одежды. В детском сегменте команда Фабрики уже работает над следующей капсульной коллекцией школьной формы, а также одежды для малышей от 3 до 18 месяцев. 

 Инфляция, волатильность курса рубля, высокие процентные ставки по кредитам, как и кадровый кризис сказываются на итоговой стоимости товаров. Как это отражается на ценовом позиционировании ваших брендов одежды? Заложен ли рост стоимости продукции на 2025 год?

 Вся одежда «Фабрики» представлена в среднем ценовом сегменте и ниже: футболки стоят от ₽999, брюки — от ₽3 990, куртки — от ₽4 990 — это стоимость самых дорогих позиций коллекции. Чтобы предложить к покупке вещи высокого качества по доступной цене, команда Фабрики тщательно подошла к выбору материалов, отдав предпочтение функциональным и тактильно приятным тканям. Весной мы выпустили вторую коллекцию бренда — она представлена в том же ценовом сегменте. 

 Как Вы относитесь к локализации производства одежды в России? Какая доля продукции вашей компании отшивается в стране? Намерены ли вы изменять (уменьшать или увеличивать) этот процент в будущем? Какие основные барьеры для производства одежды внутри России вы видите? 

 Первые коллекции Muted производятся в Китае, в дальнейшем мы не исключаем, что рассмотрим производственные мощности в других странах, в том числе в России. По мере того, как российские текстильные предприятия будут модернизироваться, т. е. применять современное оборудование и технологии, у отрасли будет расти потенциал. И судя по росту числа российских брендов — такой запрос есть. 

По отзывам покупателей и первым результатам продаж мы видим, что люди с энтузиазмом реагируют на новые российские бренды и готовы пробовать новое. Например, на «Яндекс Маркете» большая часть продаж в 2024 году пришлась именно на российские бренды — их доля составила порядка 60–70%. По данным продаж на маркетплейсе, наиболее высокие темпы роста показали российские бренды в сегменте масс-маркета — в 2024 году их вещи покупали более чем в 5 раз чаще, чем в 2023. Также растут продажи локальных дизайнеров — в 3 раза год к году. 

 В последние годы кадровый голод ощущается особенно остро, при этом проблема отмечается во всех сферах российской экономики. Как обстоят дела в сегменте производства одежды? Нехватка каких специалистов тормозит развитие? Что делается для восполнения кадрового резерва?

 В целом, на рынке и в индустрии много талантливых и молодых ребят. И мы в том числе заинтересованы в том, чтобы находить и растить такие кадры. К созданию полноценного бренда одежды мы подходили очень щепетильно — собрали команду дизайнеров, конструкторов и технологов, изучили рынок fashion в России и мировые тенденции, провели опрос аудитории, поговорили с производителями, посетили выставки — всё, без чего невозможно создать хороший продукт. В октябре 2024 мы уже презентовали нашу первую коллекцию под брендом Muted. На ее создание с нуля — от разработки бренд платформы до старта продаж — ушло 10 месяцев. Параллельно команда уже готовила вторую коллекцию, которая вышла весной 2025 года. 

 Планируете ли вывод продукции своих брендов одежды за пределы «Яндекс Маркета»? Если да, то на каких каналах будете фокусироваться? Ожидается ли запуск продаж в офлайн-магазинах?

 Товары «Фабрики» уже представлены на других площадках. Сегодня бренды «Фабрики» продаются не только на «Яндекс Маркете», но и на других онлайн-площадках: например, одежда Muted доступна для покупателей на Lamoda, Ozon и Wildberries. Выход на другие площадки позволяет «Фабрике» расширить каналы дистрибуции и познакомить со своей продукцией новую аудиторию. Поэтому «Фабрика» прорабатывает и тестирует различные возможности по расширению в другие каналы продаж, как онлайн, так и офлайн.

РБК Исследования рынков Одёжный ретейл 2025 125 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще