
По данным "Анализа рынка вейпов и электронных сигарет", подготовленного BusinesStat в 2025 г, за 2020-2024 гг продажи вейпов и электронных сигарет в стране (включая системы нагревания табака) увеличились почти в 9 раз: с 28 до 245 млн шт.
Драйверами рынка выступили:
- Ценовая доступность по сравнению с традиционной табачной продукцией, особенно в нелегальном секторе, составляющем большую часть рынка. Несмотря на усилия властей, направленные на борьбу с теневым оборотом и сокращение употребления никотинсодержащей продукции в целом, вейпы и электронные сигареты пока еще остаются более экономически выгодным вариантом, чем обычные сигареты.
- Расширение ассортимента. В продаже представлены устройства разного уровня технической сложности: от миниатюрных «одноразок» несъемной конструкции на несколько сотен затяжек до гаджетов с сенсорным экраном, возможностью сопряжения с телефоном или полностью модифицируемых для нужд продвинутых пользователей. Также покупателям доступны разнообразные вкусы, ароматы и крепость расходников для вейпов и электронных сигарет – жидкостей, смесей, стиков.
- Развитие сети дистрибуции. В последние годы точки по продаже вейпов и электронных сигарет открывались очень активно. Вейп-шопы представлены как на центральных улицах и в крупных торговых центрах, так и в шаговой доступности от домов в спальных районах, что стимулирует посещаемость и увеличивает вероятность спонтанной покупки для потенциальных потребителей. Более того, вейп-шопы постепенно перерастают из привычных точек продаж с прилавка в пространства для единомышленников, где люди могут отдохнуть, пообщаться.
- Мода на вейпы и рост числа потребителей среди разных категорий населения. Среди них как курильщики, перешедшие с обычных сигарет на альтернативную никотинсодержащую продукцию, так и молодые люди, для которых парение стало составляющей новой субкультуры. Особая эстетика, атмосфера беззаботности, наслаждения и миф об отсутствии вреда для здоровья стали главными слагаемыми успеха вейпинга и его распространения во всем мире.