По оценкам BusinesStat, доля курильщиков среди населения страны в 2011 г составляла 39,3% или 57,0 млн человек. В среднем каждый курильщик в 2011 г покупал 294,6 пачек сигарет в год и выкуривал 16,1 сигарет в день. Такие высокие показатели курения в России объясняются слабой культурой здорового образа жизни и неэффективной антитабачной политикой. Постоянно курит 65% российских мужчин и 18% женщин. Наиболее активными курильщиками в России являются подростки в возрасте от 12 до 19 лет. Регулярно курит 66% подростков обоих полов.
Средние годовые расходы потребителя на курение росли в течение последних 5 лет, однако расходы составляли незначительную долю располагаемого дохода граждан, даже в период кризиса. Если в 2010 г курильщик тратил на сигареты и папиросы в среднем 9531,5 руб в год, то в 2011 г он потратил 11786,0 руб. Большая часть потребляемых в России сигарет и папирос является дешевыми, а в ближайшие годы повышения цен до уровня стран Евросоюза не ожидается. Ценовой фактор в обозримом будущем окажет слабое влияние на снижение объемов потребления табачных изделий в России.
Благодаря умеренным акцизным сборам цены на табак в России ниже европейских в несколько раз, что приводит к развитию теневого экспорта сигарет и папирос в Европу. В 2011 г при продажах на внутреннем рынке в 16778,2 млн пачек сигарет и папирос, Россия произвела 20241,3 млн пачек сигарет и папирос. Порядка 2351,2 млн пачек произведенных в России сигарет и папирос было нелегально экспортировано.
«Анализ рынка сигарет в России в 2007-2011 гг, прогноз на 2012-2016 гг» включает важнейшие данные, необходимые для понимания текущей конъюнктуры рынка и оценки перспектив его развития:
В обзоре приведены данные по крупнейшим производителям сигарет: Петро, Филип Моррис Ижора, Лиггет-Дукат, Донской Табак, Бритиш Американ Тобакко, Импариал Тобакко Волга, Бритиш Американ Тобакко-Спб, Филип Моррис Кубань, Бритиш Американ Тобакко – Ява, Балканская звезда и др.
BusinesStat готовит обзор мирового рынка сигарет, а также обзоры рынков СНГ, ЕС и отдельных стран мира. В обзоре российского рынка информация детализирована по регионам страны.
При подготовке обзора использованы официальные источники данных:
Наряду с официальной статистикой в обзоре приведены результаты исследований BusinesStat:
СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
КЛАССИФИКАЦИЯ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИГАРЕТ
ПРОДАЖИ СИГАРЕТ
ПОТРЕБЛЕНИЕ СИГАРЕТ
ПРОИЗВОДСТВО СИГАРЕТ
ПРОИЗВОДИТЕЛИ СИГАРЕТ
ЭКСПОРТ И ИМПОРТ СИГАРЕТ
ЛЕГАЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ СИГАРЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОТРАСЛИ
ПРОФИЛИ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
ОТЧЕТ СОДЕРЖИТ 74 ТАБЛИЦЫ
Таблица 1. Объем номинального и реального ВВП, Россия, 2007-2016 гг (трлн руб)
Таблица 2. Объем реального ВВП и индекс реального физического объема ВВП, Россия, 2007-2016 гг (трлн руб, %)
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, Россия, 2007-2016 гг (трлн руб, %)
Таблица 4. Объем экспорта и импорта и сальдо торгового баланса, Россия, 2007-2016 гг (млрд долл)
Таблица 5. Средний годовой курс доллара к рублю, Россия, 2007-2016 гг (руб за долл, %)
Таблица 6. Индекс потребительских цен (инфляция) и индекс цен производителей, Россия, 2007-2016 гг (% к предыдущему году)
Таблица 7. Численность населения с учетом мигрантов, Россия 2007-2016 гг (млн чел)
Таблица 8. Реально располагаемые доходы населения, Россия, 2007-2016 гг (% к предыдущему году)
Таблица 9. Классификация табачных изделий
Таблица 10. Предложение сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 11. Прогноз предложения сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 12. Производство, импорт и складские запасы сигарет на начало года, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 13. Прогноз производства, импорта и складских запасов сигарет на начало года, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 14. Спрос на сигареты, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 15. Прогноз спроса на сигареты, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 16. Продажи и экспорт сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 17. Прогноз продаж и экспорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 18. Баланс спроса и предложения сигарет с учетом складских запасов на конец года, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек; %)
Таблица 19. Прогноз баланса спроса и предложения сигарет с учетом складских запасов на конец года, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек; %)
Таблица 20. Продажи сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 21. Прогноз продаж сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 22. Продажи сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млрд руб)
Таблица 23. Прогноз продаж сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млрд руб)
Таблица 24. Розничная цена сигарет, Россия, 2007-2011 гг (руб за пачку)
Таблица 25. Прогноз розничной цены сигарет, Россия, 2012-2016 гг (руб за пачку)
Таблица 26. Соотношение розничной цены сигарет и инфляции, Россия, 2007-2011 гг (% к предыдущему году)
Таблица 27. Прогноз соотношения розничной цены сигарет и инфляции, Россия, 2012-2016 гг ((% к предыдущему году)
Таблица 28. Соотношение натурального, стоимостного объема продаж и розничной цены сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек; руб за пачку; млрд руб)
Таблица 29. Прогноз соотношения натурального, стоимостного объема продаж и розничной цены сигарет, 2012-2016 гг (млн пачек; руб за пачку; млрд руб)
Таблица 30. Численность потребителей сигарет и папирос, Россия, 2007-2011 гг (млн чел)
Таблица 31. Прогноз численности потребителей сигарет и папирос, Россия, 2012-2016 гг (млн чел)
Таблица 32. Доля потребителей сигарет от населения России, 2007-2011 гг (млн чел, %)
Таблица 33. Прогноз доли потребителей сигарет от населения России, 2012-2016 гг (млн чел, %)
Таблица 34. Уровень потребления и средние затраты потребителя на покупку сигарет, Россия, 2007-2011 гг (пачек в год; руб в год)
Таблица 35. Прогноз уровня потребления и средних затрат потребителя на покупку сигарет, Россия, 2012-2016 гг (пачек в год; руб в год)
Таблица 36. Производство сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 37. Прогноз производства сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 38. Производство сигарет по регионам РФ, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 39. Цена производителей сигарет, Россия, 2007-2011 гг (руб за пачку)
Таблица 40. Прогноз цены производителей сигарет, Россия, 2012-2016 гг (руб за пачку)
Таблица 41. Рейтинг производителей сигарет по объему производства, Россия, 2011 г (млн пачек)
Таблица 42. Рейтинг производителей сигарет по выручке от продажи продукции, Россия, 2010 г (млн руб)
Таблица 43. Рейтинг производителей сигарет по прибыли от продаж продукции, Россия, 2010 г (млн руб)
Таблица 44. Рейтинг производителей сигарет по рентабельности продаж продукции, Россия, 2010 г (проц)
Таблица 45. Баланс легального и теневого экспорта сигарет, Россия, 2007-2011гг (млн пачек)
Таблица 46. Прогноз баланса легального и теневого экспорта сигарет, Россия, 2012-2016гг (млн пачек)
Таблица 47. Баланс экспорта и импорта сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 48. Прогноз баланса экспорта и импорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 49. Экспорт сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 50. Прогноз экспорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 51. Экспорт сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (тыс пачек)
Таблица 52. Экспорт сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн долл)
Таблица 53. Прогноз экспорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн долл)
Таблица 54. Экспорт сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (тыс долл)
Таблица 55. Цена экспорта сигарет, Россия, 2007-2011 гг (долл за пачку)
Таблица 56. Прогноз цены экспорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (долл за пачку)
Таблица 57. Цена экспорта сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (долл за пачку)
Таблица 58. Импорт сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн пачек)
Таблица 59. Прогноз импорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (млн пачек)
Таблица 60. Импорт сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (тыс пачек)
Таблица 61. Импорт сигарет, Россия, 2007-2011 гг (млн долл)
Таблица 62. Прогноз импорта сигарет в Россию, 2012-2016 гг (млн долл)
Таблица 63. Импорт сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (тыс долл)
Таблица 64. Цена импорта сигарет, Россия, 2007-2011 гг (долл за пачку)
Таблица 65. Прогноз цены импорта сигарет, Россия, 2012-2016 гг (долл за пачку)
Таблица 66. Цена импорта сигарет по странам мира, Россия, 2007-2011 гг (долл за пачку)
Таблица 67. Выручка (нетто) от продажи продукции, Россия, 2007-2011 гг (млрд руб)
Таблица 68. Коммерческие и управленческие расходы, Россия, 2007-2011 гг (млрд руб)
Таблица 69. Себестоимость продукции, Россия, 2007-2011 гг (млрд руб)
Таблица 70. Валовая прибыль от продажи продукции, Россия, 2007-2011 гг (млрд руб)
Таблица 71. Экономическая эффективность отрасли, Россия, 2007-2011 гг (%; раз; сут дн)
Таблица 72. Инвестиции в отрасль, Россия, 2007-2011 гг (млн руб)
Трудовые ресурсы отрасли
Таблица 73. Численность работников отрасли, Россия, 2007-2011 гг (тыс чел; млрд руб)
Таблица 74. Средняя зарплата в отрасли, Россия, 2007-2011 гг (тыс чел; млрд руб; тыс руб в год)
По данным "Анализа рынка оборудования для текстильной промышленности в России", подготовленного BusinesStat в 2025 г, в 2024 г продажи оборудования для текстильной промышленности в стране снизились на 22% по сравнению с предыдущим годом и составили 9,5 тыс шт. Объемы реализации упали за счет эффекта высокой базы 2023 г.
Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.
Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.
Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.
Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.
В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.
Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.
Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».
Российский рынок прицепов к легковым автомобилям показывает положительную тенденцию роста своей объемности, средних контрактных цен при экспорте продукции за рубеж и контрактных цен на импортируемую продукцию. В то же время средние цены производителей прицепов к легковым автомобилям характеризуются планомерным ростом.