Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 11 февраля 2025

Анализ поведения и предпочтений посетителей кофеен и кафе-кондитерских

Социально-демографический портрет посетителей кофеен и кафе-кондитерских

Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследования рынков», аудитория кофеен и кафе-кондитерских в России выросла в 2023–2024 годах: за последний год 46,7% россиян в возрасте 18–64 лет хотя бы раз посещали подобные заведения. Этот показатель увеличился на 4 процентных пункта по сравнению с прошлым годом, что отражает восстановление спроса после спада в 2022–2023 годах. Падение посещаемости кофеен в 2022 году стало результатом экономической неопределенности, высокой инфляции и оттока целевой аудитории из-за частичной мобилизации.

Вторая половина 2023 года и первая половина 2024 года оказались для отрасли более благоприятными. Рост потребительской активности отметили в интервью и игроки рынка. «2024 год можно назвать полноценной оттепелью, с точки зрения активности потребительского рынка. Мы видим существенный рост количества транзакций и выручки кофеен like for like, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что, безусловно, сильно радует нас, так как последние два года выручка сети росла прежде всего за счет увеличения числа кофеен и индексации цен», — рассказала в интервью директор по развитию Cofix в России и СНГ Екатерина Панова. В то же время несмотря на то, что в 2024 году доля россиян, посещавших кофейни, выросла, показатель так и не достиг допандемийного уровня, когда он превышал 50%.

Женщины составляют основную часть посетителей кофеен: их доля среди всех посетителей составляет 58,9%, в то время как на мужчин приходится 41,1% аудитории кофеен. За последние 12 месяцев кофейни посещали 52,3% опрошенных женщин и 40,5% мужчин.

В возрастном разрезе ядро аудитории кофеен составляют россияне в возрасте 25–44 лет, на которых приходится 50% всех посетителей. Среди молодежи в возрасте 18–24 лет зафиксирована самая высокая доля посетителей (56,8%), однако из-за малочисленности этой возрастной группы их доля в общей аудитории составляет всего 13,4%.

Старшее поколение (45–64 года) посещает кофейни менее активно (доля посетителей среди них составляет 40–45%), но за счет большого количества представителей этой возрастной группы она составляет почти 37% всей аудитории.

Доля посетителей кофеен коррелирует с уровнем доходов: в группе россиян с заработком до ₽40 тыс. заведения посещали 37,7% опрошенных, а в группе с доходом свыше ₽100 тыс. — 63,7%. При этом значительная часть аудитории кофеен (около 50%) имеет доходы до ₽60 тыс. в месяц, что подчеркивает, что кофейни востребованы среди разных слоев населения.

В географическом разрезе наибольшая доля посещений кофеен зафиксирована в Москве и Санкт-Петербурге, где она составляет 52,9 и 57,5% соответственно. В городах-миллионниках этот показатель достигает 49,6%, а в городах с населением менее 1 млн человек составляет 42–45%.

Как показали результаты опроса, факт наличия удаленной работы не влияет на долю посетителей кофеен. Так, в выборках респондентов, работающих из дома и на предприятии, доля посетителей кофеен практически не различается. Эти данные свидетельствуют о том, что среди россиян, работающих из дома, существует такой же спрос на кофейни, как и среди работников офисов. Понимают это и кофейные сети, которые в последние годы активно осваивают локации в спальных районах и жилых комплексах.

РБК Исследования рынков Российский рынок ресторанов кофеен и кафе-кондитерских 2024 93 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще