Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 января 2025
Ольга Фельдт

Я уверена, что в ближайшие пять лет этот рынок в России будет расти

Управляющий директор «Х5 ЕДА» специально для исследования рынка общественного питания 2024

 Как в течение 2023 года себя показал сегмент кулинарии в рамках вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей и реализовать планы по развитию данного сегмента? 

 Сегмент показал уверенный рост. Доля готовой еды в выручке X5 Group составила 2,3% по итогам 2023 года.

 Как вы оцениваете результаты сегмента кулинарии в первой половине 2024 года? Насколько ситуация отличается от прошлогодней? Какие драйверы и барьеры рынка вы видите? Как изменилась маржинальность направления готовых блюд в 2024 году?

 В первой половине 2024 года объемы продаж готовой еды в торговых сетях X5 Group выросли на более чем 60%. Рост спроса на готовую еду связан с ускорением ритма нашей жизни, особенно в крупных городах. Все больше людей не готовы тратить время на приготовление еды, но хотят разнообразия в питании и переходят на готовую еду. Особенно этот тренд распространен среди молодежи. При этом, зачастую готовое блюдо обходится дешевле, чем если бы человек приготовил его сам, купив необходимые продукты в магазине. 

Я уверена, что в ближайшие пять лет этот рынок в России будет расти. При этом сейчас на рынке наблюдается недостаток поставщиков готовой еды, не хватает крупных игроков, в то время как небольшие компании не всегда могут соответствовать нашим требованиям по качеству и уровню сервиса. Для того, чтобы сделать производство эффективнее, мы стараемся способствовать развитию наших поставщиков — проводим обучение, тренинги по качеству и пищевой безопасности, знакомим с проверенными поставщиками сырья и упаковки.

 Делаете ли вы ставку на собственное производство готовой еды или предпочитаете развивать направление через сотрудничество с партнерами? Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства? Есть ли планы по увеличению мощностей для собственного производства кулинарии, инвестициям в расширение инфраструктуры? 

 Наша стратегия — это комбинированный сорсинг. Мы развиваем собственные производства: расширяем производственные мощности существующих производств и строим новые фабрики-кухни. Мы активно приглашаем наших действующих поставщиков и инвесторов строить под нас производства готовой еды на основе долгосрочного партнерства. На текущий момент доля собственного производства в кулинарии занимает 15%. 

Вместе с этим, мы активно развиваем поставщиков готовой кулинарии. В частности, работаем с ними по следующим ключевым направлениям: 

  • Помогаем улучшить качество и пищевую безопасность на их производствах, обучаем и помогаем пройти наш аудит. 
  • Помогаем с технологиями, наши технологи выезжают на производства и обучают производству блюд по нашим рецептурам. 
  • Помогаем подобрать сырье и материалы, делимся нашей базой поставщиков сырья и ингредиентов. 
  • Если поставщик не работал с готовой кулинарией, но хочет открыть производство мы помогаем с организацией такого производства с нуля. Наша фабрика-кухни в Долгопрудном является также обучающей площадкой для наших поставщиков. Мы открыто делимся лучшими практиками с нашими партнерами. 

 Внедряет ли ваша компания инновации в области упаковки готовой еды (для продления сроков годности, повышения безопасности продукции, улучшение экологичности упаковки и др.)? Есть ли планы по развитию данного направления в перспективе 4-5 лет? Какие технологии вы считаете наиболее перспективными для развития в этой области?

 В стратегии устойчивого развития X5 Group до 2025 года закреплены цели по достижению 100% устойчивой упаковки готовой еды собственного производства и 60% устойчивой упаковки товаров СТМ. На конец первого полугодия 2024 года наша цель по упаковке уже выполнена на 96%. В стандарте упаковки готовой еды собственного производства включен пункт по использованию тары распространенной маркировки для дальнейшей простоты переработки, а в техническом задании для поставщиков есть рекомендации по предпочтительным и не рекомендованным видам упаковки.

 Используете ли вы в своем бизнесе инновационные решения и технологии, которые позволяют повысить эффективность бизнеса? Видите ли перспективные идеи в данном направлении для индустрии готовой еды? Какие из них планируете внедрять в свой бизнес? 

 Да, мы работаем над повышением уровня автоматизации собственного производства. Не секрет, что на фабриках-кухнях все еще используется большое количество ручного труда. В Китае, например, есть много автоматизированных решений, которые позволяют сократить ручной труд, повысить производительность и качество выпускаемой продукции. Мы работаем над внедрением таких решений. 

 Какие инновации на рынке готовой еды вы видите перспективными на горизонте ближайших 4-5 лет? Есть ли направления в этой области, которые планируете развивать или тестировать в рамках своего бизнеса?

 Мы отслеживаем все современные тенденции на рынке готовой кулинарии. Сейчас стали появляться инновационные технологии в производстве готовой еды, которые позволяют продлить срок годности продукта, не меняя его качества и вкусовые характеристики. Наиболее перспективным направлением мы считаем замороженную готовую еду с последующей дефростацией. Данная технология успешно используется в категории кондитерских изделий, но пока для готовой еды –– это новое направление. Также новая технология HPP.

Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.

Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях

РБК Исследования рынков Российский рынок готовой кулинарии 2024 77 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский рынок ресторанов кофеен и кафе-кондитерских 2024 93 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще