― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются в сегменте кулинарии? Замечаете ли трансформации в портрете покупателей готовой еды? Как менялись частота покупок кулинарии, средний чек, наполняемость чека, проникновение готовой еды в чеки по сравнению с 2023 годом? Каких трансформаций в поведении и портрете потребителей ниши ожидаете в будущем?
― У покупателей формируется большее доверие к готовой еде, и она становится привычной частью жизни. Об этом говорит стабильная динамика частоты покупки у лояльных покупателей торговой сети «Перекресток» — с 2,5 раз в месяц до 3. В первом полугодии 2024 по отношении к аналогичному периоду 2023 года отмечен рост среднего чека на 15% — он вплотную приблизился к ₽300. Пенетрация также выросла на +6,5% (Y2Y).
― Наблюдаете ли вы изменения в пищевых привычках покупателей готовой еды? Присутствует ли тенденция в сторону роста спроса на здоровое питание, диетическую готовую еду, лечебное питание, обогащенную витаминами, без лактозы/глютена и др. подобные категории? Видите ли перспективы развития для себя в этих нишах?
― Пищевые привычки общества мгновенно отражаются на рынке готовой еды. Это касается не только специального подхода (диетические рецептуры, без лактозы/глютена), но и функционального (много протеинов, витамины и т.д.). В целом покупатель становится более избирательным, ориентируясь не только на «чистый состав» (без лишних вкусовых добавок, консервантов и красителей), меньшее количество добавленных сахаров, более щадящую термическую обработку, но и на вкус и гастрономичность блюд. В частности, расширение линейки готовой еды «Перекрестка» отвечает на этот запрос торговой маркой «Зеленая линия», развивающимся трендом зеленых салатов и т.д.
― Как различаются динамика спроса и поведение покупателей кулинарии в офлайн и онлайн-каналах (в том числе по частоте заказа, среднему чеку, уровню проникновения в чеки)? Ожидаете ли роста онлайн-продаж кулинарии в 2024 году и как оцениваете его дальнейшую динамику в перспективе 4–5 лет?
― Пенетрация в онлайн-канале торговой сети «Перекресток» выше офлайна на 15,3% в связи с характерными особенностями онлайна: условия доставки, пользовательские сегменты (более высокая платежеспособность и драйвер экономии времени). Текущий рост онлайн-продаж готовой еды в «Перекрестке» к прошлому году является практически двукратным (+87%). Дальнейший рост продолжится за счет развития инфраструктуры сервиса доставки (расширение дарксторов) и представленности ассортимента в других регионах, помимо Москвы и Санкт-Петербурга.
― Ведете ли вы работу по расширению ассортимента готовой еды? Есть ли в планах внедрение новых категорий? Какие изменения замечаете в спросе на те или иные типы готовой еды (например, в разрезе категорий «Домашняя еда», «Ресторанные блюда», «снеки», «фаст-фуд», «большие порции на семью», «рационы на неделю» и др.)?
― Готовая еда перестала решать задачу удовлетворения голода. Это и вкус, и тренды ресторанной индустрии, и инновации (обжарка без масла, су-вид, технологичная упаковка и т.д.), и джанк-фуд, и праздники, и каждодневная рутина.
С прошлого года мы в «Перекрестке» успешно развиваем линейку ресторанных блюд Select, она отличается необычными ингредиентами и последними трендами ресторанных предпочтений. В сентябре в готовой еде «Перекрестка» пройдет ребрендинг — «Select. Ресторан на полке». В октябре появится долгожданный стритфуд в удобной portable-упаковке: бургеры, кесадильи, бейглы с начинкой и т.д. Традиционная домашняя еда, так любимая покупателями «Перекрёстка», получит новую жизнь. Рецептуры будут доработаны с учетом страны-происхождения того или иного рецепта. Мы стремимся к аутентичности и естественности блюд.
― Сотрудничаете ли вы с ресторанными проектами в рамках направлений кулинарии и доставки готовых блюд? Какие результаты подобной синергии наблюдаете? В каком направлении планируете развивать такие партнерства в дальнейшем?
― С сентября торговая сеть «Перекресток» планирует запуск партнерских линеек. Первая линейка, так называемая «Модная Корея», будет включать себя и другие популярные азиатские (Япония, Вьетнам) рецептуры. Все рецептуры разрабатываются и запускаются с партнерами из HoReCa, которые имеют высокую экспертизу в таких нишевых решениях. Для «Перекрестка» — это великолепная возможность предложить покупателям трендовое ресторанное блюдо аутентичных кухонь мира. От культовых вафельных рыбок пунопан с бобовой пастой до рисового токпокки.
И мы планируем в дальнейшем развивать подобные партнерства.
― Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж кулинарии (вендинг, умные холодильники, микромаркеты, продажи на сторонних онлайн-площадках, b2b-направление и т.д.)? Какие результаты показывают подобные форматы? Как оцениваете их перспективы?
― Готовая еда активно исследует новые каналы продаж и проводит пилоты, делиться результатами которых пока преждевременно. На данным момент активно пилотируются вендинговые аппараты в офисах Х5 Group. С прошлого года «Перекрёсток» вошел в партнерства с агрегаторами доставки из ресторанов, как равноценный партнер.
― Какие результаты показывает проект кафе в рамках вашей сети? Как оцениваете спрос на этот формат со стороны потребителей? Как за последний год менялись количество заказов, средний чек, наполняемость чека в кафе сети? Какие позиции в меню пользуются наибольшей популярностью? Планируете ли расширять географию проекта?
― Сеть кафе внутри сети «Перекресток» успешно развивается и демонстрирует качественный рост продаж к прошлому году — как рост количества чеков, так и сам средний чек (+18%).
Мы меняем концепцию кафе и переформатируем их в обновленный формат SELECT в новых и тех супермаркетах, которые проходят процесс рестайлинга. Одно из самых важных изменений — это обновленный бленд кофе и обновленная линейка напитков, которая включает как проверенную классику, так и авторские напитки. И все это по доступной цене. В этой связи очень показательна динамика продаж кофе: в новых кафе SELECT сейчас продается в 2,9 раза больше чашек, чем в прошлом году. Самые популярные позиции — это большой капучино и пицца пепперони.
Наша задача — предоставление в кафе внутри супермаркета сервиса и качества продуктов и напитков уровня кофеен и ресторанов. Также мы создаем условия для покупателей, где они смогут приобрести готовую еду, подогреть при необходимости, и поесть в уютной и спокойной атмосфере.
На данный момент открыто уже 18 кафе в обновленном формате, в дальнейшем планируем масштабирования по всей географии представленности «Перекрестка».
Больше исследований по теме рынка ресторанов
При единовременной покупке двух исследований — скидка 5%, трех — скидка 10%, четырех — скидка 15%, от пяти — скидка 20%.
Телеграм РБК Рестораны
Получайте анонсы дайджестов и исследований по тематике ресторанов, делитесь своим мнением и участвуйте в обсуждениях