Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 13 января 2025

Рынок экструзионного оборудования – стоит ли ожидать снижение импортозависимости?

Российский рынок экструзионного оборудования в последние годы активно развивался при этом спрос удовлетворялся зарубежной продукцией. Что ждет отрасль в перспективе следующих лет?

Современный мир нельзя представить без пластиковых изделий. В последние годы пластмассы набирают популярность за счет своей универсальности, легкости и прочности, а также экономичности. Наиболее активно изделия на основе полимеров применяются в строительстве (трубы, шланги, профили и т.п.), автомобилестроении, электронике, производстве упаковочных материалов. Одним из основных способов переработки пластмасс является экструзия – процесс плавления полимера, в результате которого он превращается в изделие определенного размера и формы.

Мировой рынок экструзионного оборудования и комплектующих для них в период 2021-2023 гг. характеризуется ежегодным умеренным ростом, а потребление оценивается в диапазоне 8-10 млрд долл. Мировые производители наиболее плотно сосредоточены в Северной Америке, Европе, Китае и Японии.

Что касается российского рынка экструзионного оборудования и комплектующих, то в последние годы отмечается тенденция активного развития. По оценке аналитиков «Смарт Консалт», среднегодовой темп роста (CAGR) в 2021-2023 гг. составил около 50%. 

В то же время, на текущий момент рынок экструзионного оборудования и комплектующих характеризуется довольно высокой импортозависимостью. При этом не смотря на введенные санкции, усложнение логистических цепочек и сложности с проведениями платежей, производители из недружественных стран продолжают занимать значительные позиции в российском потреблении фокусной продукции – на их долю приходится около 40% зарубежных поставок в денежном эквиваленте.

Стоит отметить, что высокую импортозависимость отрасли подтверждают и отечественные компании-производители экструзионного оборудования и комплектующих. Так, по словам коммерческого директора ООО «Полимех Групп» Константина Григорьевича Селезнева, на российском рынке не так много отечественных игроков, а свыше 50% потребляемого оборудования – китайского происхождения. Долю ООО «Полимех групп» в рынке экструзионного оборудования Константин Григорьевич оценивает в 25%.

Представители ООО «Гранпласт» также отмечают значительное присутствие китайских игроков на российском рынке экструзионного оборудования и общую долю иностранных игроков оценивают в 70%.

Аналогичного мнения придерживается и коммерческий директор ООО «Гран-Гаро» Галихайдаров Евгений Владимирович, оценивая долю только китайского экструзионного оборудования на российском рынке в 50-70%.

Стоит отметить, что в качестве основного сдерживающего фактора для импортозамещения остается весьма узкий ассортимент продукции, предлагаемый отечественными игроками. В частности, большинство производителей специализируется исключительно на одношнековых экструдерах для переработки отходов пластика (пленки, труб, тары и т. д.) и производства вторичных гранул, в то время, как рынок испытывает высокую потребность в производстве экструзионного оборудования для производства профильных изделий, труб, пленок, компаундов и т.п.

Интересно, что первое производство двухшнековых экструдеров и линий на их основе в России было запущено в 2024 г. ведущим производителем комплектующих ООО "Манро Механика" (г. Тольятти). Успешный тестовый запуск линии на базе двухшнекового экструдера MANRO DSE27 Pro с сонаправленным движением шнеков был произведен в начале сентября текущего года. По данным компании мощность экструдера составила 100 кг/ч и может быть увеличена.

В целом, согласно мнению участников рынка, активное развитие отечественного выпуска экструзионного оборудования и комплектующих берет свое начало с 2018-2019 гг. и демонстрирует высокие темпы роста.

Что касается дальнейшего развития внутреннего производства, то отрасль имеет большие перспективы наращивания присутствия отечественных игроков. Такое мнение также выражают представители ООО «Полимех групп» и ООО «Гранпласт».

Как заявляет Константин Григорьевич Селезнев, до 2022 года была большая зависимость от импортных изделий (например, Schneider Electric), а начиная с 2023 комплектующие экструзионных линий (дробилки, мойки, дозаторы, шредеры и т.п.) производятся из российских комплектующих. К примеру, на замену Schneider Electric пришел «Курский электроаппаратный завод». В связи с чем можно сделать вывод, что подобная тенденция в импортозамещении продолжится и присутствие российских компаний в рынке экструзионного оборудования будет расширяться.

Представители ООО «Гранпласт» также отмечают тенденцию увеличения спроса на российское оборудование – конечные потребители предпочитают отечественное, если им позволяет бюджет, поскольку цены выше, чем у китайских аналогов.

Галихайдаров Евгений Владимирович, в свою очередь, также выражает надежды на дальнейшее развитие российского экструзионного оборудования в целом и отечественного производства в частности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрасль имеет большие перспективы развития отечественного производства как с точки зрения снижения импортозависимости, так и за счет увеличения спроса со стороны основных потребителей. В данном случае, увеличение спроса на продукцию в среднесрочной перспективе можно ожидать, согласно мнениям участников рынка, со стороны производителей профильных изделий, труб, пленок, компаундов, а также вторичных гранул.

SmartConsult Анализ рынка полимерпесчаных изделий с фокусом на ЦФО и ПФО 120 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка геомембран 70 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка полимерных труб 35 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 13 февраля 2025 Компания Гидмаркет Динамика рынка пластической хирургии в России В 2024 году объем рынка пластической хирургии увеличился на 13,5%

Рынок пластической хирургии в последние годы демонстрирует яркую динамику, отражающую влияние внешних факторов. Анализ данных за 2021–2024 годы позволяет выделить ключевые тенденции и факторы, определившие развитие отрасли.

В 2021 году рынок пластической хирургии показал значительный прирост на 27,7%. Этот скачок стал следствием отложенного спроса, вызванного пандемийными ограничениями 2020 года. Многие плановые процедуры были перенесены из-за карантинных мер и переориентации медицинских учреждений на борьбу с COVID-19. Кроме того, в этот период наблюдался повышенный интерес к улучшению внешности, что стало реакцией на длительную самоизоляцию и рост популярности видеоконференций, где люди чаще обращали внимание на свою внешность.

Однако уже в 2022 году рынок столкнулся с резким снижением на 10,0%. Основными причинами стали геополитическая нестабильность, снижение покупательской способности населения из-за санкций и инфляции, а также общая неопределенность экономической ситуации. Эти факторы привели к сокращению спроса на дорогостоящие процедуры, так как потребители стали более осторожно подходить к тратам.

В 2023 году рынок начал восстанавливаться, что свидетельствует о постепенной адаптации к новым экономическим условиям и возвращении потребительского спроса. Пациенты стали чаще обращаться за услугами пластической хирургии, что говорит о восстановлении доверия к отрасли и улучшении финансового положения части населения.

Согласно предварительной оценке, в 2024 году объем рынка пластической хирургии увеличился на 13,5%. Однако этот рост был в значительной степени обусловлен ценовым фактором. За вычетом инфляции реальный объем рынка сократился на 1,1%. Замедление темпов прироста указывает на стабилизацию рынка, что может быть связано с несколькими причинами:

Статья, 13 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Рынок ритейла в сегменте товаров для спорта и отдыха демонстрирует уверенное восстановление Выручка ритейлеров, занимающихся продажей товаров для спорта и отдыха в России, продемонстрировала уверенный рост в 2023 году, а продажи спортивной одежды превысили показатели до пандемии.

По данным официальной статистики, по итогам 2023 года совокупная выручка компаний на розничном рынке спортивных товаров составила 168,6 млрд. руб., увеличившись на 10,5% по сравнению с предыдущим годом. При этом общая выручка от продаж компаний, вошедших в мониторинг «AnalyticResearchGroup» (900+ компаний, занимающихся розничной торговлей спортивным оборудованием и спортивными товарами), увеличилась на 6,5% и составила 211,1 млрд. руб.

Согласно данным, полученным в ходе мониторинга, совокупная чистая прибыль этих компаний достигла 30,1 млрд. руб., что превышает показатель 2022 года. Одновременно с этим совокупный чистый убыток сократился с 8 млрд. руб. до 844,2 млн. руб. Такое изменение, отчасти было вызвано тем, что компания ООО «ОКТОБЛУ», специализирующаяся на продаже спортивных товаров и являющаяся дистрибьютором известных брендов, в 2022 году завершила год с убытком в 7,6 млрд рублей. Однако в 2023 году компания продемонстрировала впечатляющий финансовый рост, зафиксировав прибыль в размере 2,6 млрд. руб. При этом доля прибыльных организаций в сегменте в 2023 году составила 75,1%.

Что касается развития смежных рынков, можно отметить, что рынок спортивной одежды в России в 2023 году претерпел значительные изменения. Восстановление потребительской способности и доходов населения стимулировало рост продаж. Повышенный интерес к различным видам спорта и физической активности также поспособствовал увеличению спроса на спортивную одежду. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что объем продаж спортивной одежды в России в 2023 году превысил показатели, наблюдавшиеся до пандемии.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: товары для спорта и отдыха. Май, 2024».

Показать еще