Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 13 января 2025

Рынок экструзионного оборудования – стоит ли ожидать снижение импортозависимости?

Российский рынок экструзионного оборудования в последние годы активно развивался при этом спрос удовлетворялся зарубежной продукцией. Что ждет отрасль в перспективе следующих лет?

Современный мир нельзя представить без пластиковых изделий. В последние годы пластмассы набирают популярность за счет своей универсальности, легкости и прочности, а также экономичности. Наиболее активно изделия на основе полимеров применяются в строительстве (трубы, шланги, профили и т.п.), автомобилестроении, электронике, производстве упаковочных материалов. Одним из основных способов переработки пластмасс является экструзия – процесс плавления полимера, в результате которого он превращается в изделие определенного размера и формы.

Мировой рынок экструзионного оборудования и комплектующих для них в период 2021-2023 гг. характеризуется ежегодным умеренным ростом, а потребление оценивается в диапазоне 8-10 млрд долл. Мировые производители наиболее плотно сосредоточены в Северной Америке, Европе, Китае и Японии.

Что касается российского рынка экструзионного оборудования и комплектующих, то в последние годы отмечается тенденция активного развития. По оценке аналитиков «Смарт Консалт», среднегодовой темп роста (CAGR) в 2021-2023 гг. составил около 50%, в результате чего по итогам 2023 года потребление достигло значений 35-40 млрд руб.

В то же время, на текущий момент рынок экструзионного оборудования и комплектующих характеризуется довольно высокой импортозависимостью. При этом не смотря на введенные санкции, усложнение логистических цепочек и сложности с проведениями платежей, производители из недружественных стран продолжают занимать значительные позиции в российском потреблении фокусной продукции – на их долю приходится около 40% зарубежных поставок в денежном эквиваленте. Среди наиболее крупных зарубежных игроков можно выделить такие компании как WINDMOELLER & HOELSCHER KG. (Германия), MACCHI S.P.A. (Италия), JWELL MACHINERY (Китай), BEIER MACHINERY (Китай).

Стоит отметить, что высокую импортозависимость отрасли подтверждают и отечественные компании-производители экструзионного оборудования и комплектующих. Так, по словам коммерческого директора ООО «Полимех Групп» Константина Григорьевича Селезнева, на российском рынке не так много отечественных игроков, а свыше 50% потребляемого оборудования – китайского происхождения. Долю ООО «Полимех групп» в рынке экструзионного оборудования Константин Григорьевич оценивает в 25%.

Представители ООО «Гранпласт» также отмечают значительное присутствие китайских игроков на российском рынке экструзионного оборудования и общую долю иностранных игроков оценивают в 70%.

Аналогичного мнения придерживается и коммерческий директор ООО «Гран-Гаро» Галихайдаров Евгений Владимирович, оценивая долю только китайского экструзионного оборудования на российском рынке в 50-70%.

Стоит отметить, что в качестве основного сдерживающего фактора для импортозамещения остается весьма узкий ассортимент продукции, предлагаемый отечественными игроками. В частности, большинство производителей специализируется исключительно на одношнековых экструдерах для переработки отходов пластика (пленки, труб, тары и т. д.) и производства вторичных гранул, в то время, как рынок испытывает высокую потребность в производстве экструзионного оборудования для производства профильных изделий, труб, пленок, компаундов и т.п.

Интересно, что первое производство двухшнековых экструдеров и линий на их основе в России было запущено в 2024 г. ведущим производителем комплектующих ООО "Манро Механика" (г. Тольятти). Успешный тестовый запуск линии на базе двухшнекового экструдера MANRO DSE27 Pro с сонаправленным движением шнеков был произведен в начале сентября текущего года. По данным компании мощность экструдера составила 100 кг/ч и может быть увеличена.

В целом, согласно мнению участников рынка, активное развитие отечественного выпуска экструзионного оборудования и комплектующих берет свое начало с 2018-2019 гг. и демонстрирует высокие темпы роста.

Что касается дальнейшего развития внутреннего производства, то отрасль имеет большие перспективы наращивания присутствия отечественных игроков. Такое мнение также выражают представители ООО «Полимех групп» и ООО «Гранпласт».

Как заявляет Константин Григорьевич Селезнев, до 2022 года была большая зависимость от импортных изделий (например, Schneider Electric), а начиная с 2023 комплектующие экструзионных линий (дробилки, мойки, дозаторы, шредеры и т.п.) производятся из российских комплектующих. К примеру, на замену Schneider Electric пришел «Курский электроаппаратный завод». В связи с чем можно сделать вывод, что подобная тенденция в импортозамещении продолжится и присутствие российских компаний в рынке экструзионного оборудования будет расширяться.

Представители ООО «Гранпласт» также отмечают тенденцию увеличения спроса на российское оборудование – конечные потребители предпочитают отечественное, если им позволяет бюджет, поскольку цены выше, чем у китайских аналогов.

Галихайдаров Евгений Владимирович, в свою очередь, также выражает надежды на дальнейшее развитие российского экструзионного оборудования в целом и отечественного производства в частности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что отрасль имеет большие перспективы развития отечественного производства как с точки зрения снижения импортозависимости, так и за счет увеличения спроса со стороны основных потребителей. В данном случае, увеличение спроса на продукцию в среднесрочной перспективе можно ожидать, согласно мнениям участников рынка, со стороны производителей профильных изделий, труб, пленок, компаундов, а также вторичных гранул.

SmartConsult Анализ рынка полимерпесчаных изделий с фокусом на ЦФО и ПФО 120 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка геомембран 70 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка полимерных труб 35 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 13 января 2025 РБК Исследования рынков По итогам 2024 года объем продаж готовой кулинарии в ретейле вырос на 35,6% По оценкам «РБК Исследований рынков», продажи готовых к потреблению блюд, а также выпечки в ретейле по итогам 2024 года сохранили темп роста на уровне рекордного 2023 года. В абсолютных цифрах оборот сегмента вырос с ₽933 млрд до ₽1 265 млрд. Увеличилась и доля продукции в обороте продовольственной розницы: по итогам года показатель составил 4,8% против 4,1% в 2023.

✔️Объемы продаж крупных ретейлеров в категории также демонстрируют впечатляющий рост. Так, по оценкам «РБК Исследований рынков», в сети «Пятерочка» по итогам 2024 года показатель вырос более чем в 2 раза, с ₽57 до ₽119 млрд. Для сравнения, в 2023 году темп роста продаж кулинарии ретейлера составил +59%. У «Перекрестка» темп роста по категории увеличится с +20 до +41% в 2024 году. При этом оборот кулинарии может достичь ₽37 млрд по итогам года. У сети «ВкусВилл» темп роста продаж готовой еды также ускоряется – с +36% в 2023 до +43% в 2024. Тем самым, выручка ретейлера от продаж в категории может достичь ₽56,6 млрд.

Показать еще