По данным "Анализа рынка сумок и чемоданов в России", подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2023 г их продажи в стране выросли на 18% и достигли 278 млн шт. Рынок развивался под действием ряда важных факторов. Во-первых, по информации Росстата, в 2023 г страну покинули 450,5 тыс чел. Несмотря на то, что миграционный отток замедлился по сравнению с 2022 г на 32,6%, его значение оставалось высоким. На фоне этого спрос на рюкзаки, вместительные спортивные сумки и чемоданы сохранялся повышенным. Во-вторых, число поездок за рубеж с целью туризма увеличилось на 17,1% к уровню 2022 г – до 25,3 млн, что тоже поддерживало спрос на чемоданы и дорожные сумки, а также пляжные сумки и небольшие поясные и кросс-боди сумки, которые удобно носить в путешествиях. В-третьих, после начала СВО заметно вырос спрос на тактические и туристические рюкзаки.
В 2022 г российский рынок покинули многие международные бренды. И если в низком и среднем ценовом сегменте уход зарубежных производителей сумок и чемоданов остался практически незаметным для покупателя, то сегмент люкса пострадал значительно сильнее. Так, ушли Balenciaga, Bottega Veneta, Chanel, Fendi, Hermes, Louis Vuitton, Prada, Saint Laurent и другие. По оценкам экспертов, европейские и американские бренды занимали свыше 80% рынка люкса в стране. Заметное подорожание предметов роскоши, а также их дефицит в России привели к росту спроса на люксовые сумки на вторичном рынке. Продажи подержанных сумок в премиальных секонд-хендах выросли в разы.
Стоит отметить еще один тренд, набирающий популярность в последние годы – эко-сумки. Растет спрос на изделия из вторсырья и тканей пэчворк, сумки-шопперы и вязаные авоськи, заменяющие неэкологичные полиэтиленовые пакеты, а также плетеные сумки и сумки-корзинки. Так, в России появились необычные авторские бренды сумок и рюкзаков из велосипедных и автомобильных камер, рекламных баннеров, ПВХ тентов, пластиковых пакетов, «кожи» кактуса и яблока.