Для рынка теплоизоляции наступили непростые времена, и это не простая фигура речи. Как отмечают специалисты ABARUS Market Research, рынок в последние несколько лет ведет себя волнообразно – год в плюсе, год в минусе. Период сильной турбулентности начался в 2020 году, когда в первой половине года промышленность и строительство застопорились из-за пандемии коронавируса, и падения удалось избежать благодаря тому, что летом и осенью возобновился рост потребления практически всех строительных материалов. В 2021 году рост ускорился, резких перепадов не было, и год завершился приростом в 9,8%. Следующий 2022 г. опять выдался непростым, в течение года потребление теплоизоляции то сильно падало, то немного поднималось, в результате снижение рынка составило 4,9%. В 2023 г. рынок оправился от потрясений и снова пошел в рост, почти повторив успех позапрошлого года, поднявшись на 9,1%. В 2024 году спрос таков, что производители вынуждены устанавливать квоты на поставки.
Цены на каменную вату сильно растут уже который год, и похоже, не собираются останавливаться. При резких скачках цен рынок начинает притормаживать, но на фоне растущей стройки спрос берет свое, и рынок снова идет в рост. В последнее время участились разговоры о перегреве рынка недвижимости, бороться с которым собираются методом постепенного сворачивания некоторых мер господдержки, так что через год-полтора бурный рост может обернуться новым кризисом.
Несмотря на непредсказуемость рыночных тенденций, крупные игроки не отказываются от планов строительства новых заводов. Кто-то модернизирует производство и расширяет мощности, как, например, смоленский «Хотрок», корпорация «ТехноНИКОЛЬ» планирует построить новый завод (второй) в Ростовской области, а группа «Дорхан» заявила о строительстве заводов сразу в нескольких регионах.
Падение производства в 2022 году произошло в том числе по причине закрытия границ для отечественной минваты. Резко заменить утерянные рынки сбыта не получается. Возможности стран СНГ уже практически исчерпаны, Китай неплохо обеспечен собственным продуктом, а отдаленные страны (Вьетнам, Ирак, Перу, Эфиопия, Нигерия, Бурунди, Гонконг и т.п.) больших объемов не потребляют. Более-менее успешно расширяются поставки в Монголию, Турцию и Бангладеш.
Картина импорта тоже видоизменилась. Во-первых, после долгого перерыва снова активизировались китайские поставщики. Базальтовая вата из Китая традиционно распределяется по востоку России – основные поставки идут в Амурскую область, Приморский, Забайкальский край, Ямало-Ненецкий округ, возможно, будут расширяться и дальше. Во-вторых, второй год подряд российский рынок пытается осваивать узбекская компания Basalt Wool. В 2023 году объем импорта из Узбекистана вырос кратно, причем нельзя сказать, что узбекская вата дешевле. Сам завод Basalt Wool совсем молодой – выпуск запущен только в 2021 году. Регионы узбекских поставок довольно обширные: это Новосибирская, Волгоградская, Белгородская, Тульская, Свердловская, Московская области, Краснодарский край.
Таким образом, рынок каменной ваты входит в 2024 год, с одной стороны, на волне высокого внутреннего спроса, но с другой стороны, тянет за собой груз противоречий предыдущих лет, и в таких условиях ему предстоит справляться с новыми вызовами и продолжать развиваться. Вряд ли стоит рассчитывать на стабильный и безмятежный рост в течение нескольких ближайших лет подряд, заложенные противоречия обязательно дадут о себе знать.