По итогам 2023 г. рынок карьерных самосвалов в РФ увеличился в натуральном эквиваленте (шт.) почти на 7%. При этом новая геополитическая реальность с 2022 года в значительной степени способствовала изменению структуры спроса на карьерные самосвалы. Позиции ведущих зарубежных брендов, таких как Hitachi, Komatsu, John Deere, Caterpillar и пр., существенно ослабли с марта 2022 года после того, как данные компании приостановили продажи и поставку техники на российском рынке. По оценкам «Смарт Консалт» в таможенных декларациях 2022-2023 гг., по-прежнему, фиксируются поставки таких импортных брендов как CATERPILLAR, KOMATSU и VOLVO, но моделей бывших в употреблении.
На фоне ухода торговых марок из недружественных стран резко усилились рыночные позиции китайских производителей — LGMG, TONLY, SANY, NHL, LIUGONG, ZOOMLION, WEICHAI, SUNWARD, BELL и др. и белорусского БелАЗа.
Так по итогам 2023 г. совокупный удельный вес карьерных самовалов из Китая составил более 48%, что превышает долю БЕЛАЗ,
Согласно оценке «Смарт Консалт», около 50% спроса на карьерные самосвалы в 2023 г. в натуральном выражении пришлось на компании, специализирующиеся на добыче каменного угля открытым способом.
Среди прочих отраслей в качестве наиболее крупных потребителей следует выделить: алмазную и золотодобывающие отрасли, нерудную промышленность, железорудную, горно-химическую и др. Кроме того эксперты отмечали, что имеют место перспективы для роста спроса на карьерные самосвалы со стороны дорожно-магистральных комплексов и гидротехнических сооружений.
В качестве важного фактора увеличения закупок карьерных самосвалов в стране в 2023 г. представители угледобывающей, золотодобывающей и алмазной промышленности в ходе экспертного опроса выделяли: более низкую стоимость китайских моделей в сравнении с европейскими и американскими на фоне повышения доверия к ним со стороны потребителей в течение 2022 года, а также устаревание имеющегося парка карьерной техники.
Важно отметить, что даже с учетом господдержки отечественные предприятия оказались не готовы оперативно инвестировать в развитие производственных мощностей и технологий, в том числе создание собственной компонентной базы. При этом работа над развитием отечественного предложения по карьерным самосвалам планомерно ведется. Так, завод «КАМАЗ» представил на экспозиции MiningWorld Russa 2024 новую модель карьерного самосвала «АТЛАНТ» (грузоподъемностью 50 тонн, скорость 50 км/час). Кроме того, предприятие разрабатывает проекты по карьерно-шоссейным и сочлененным самосвалам.
При этом фактически коммерческий выпуск в 2023 г. осуществляло всего одно отечественное предприятие ООО «МЗ «Тонар».
Согласно прогнозов экспертов, высокий уровень спроса на новые карьерные самосвалы сохранится в России и в 2024-2025 гг. под влиянием устаревания парка и популяризации доступных китайских моделей. Однако с 2026 г. влияние данных факторов сократится, что повлечет и сокращение объемов закупок со стороны большинства отраслей промышленности.