Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 14 марта 2024
Антон Богданов

Компании будут бороться за долю рынка и работать с внутренней эффективностью

Антон Богданов, директор управления развитием бизнеса ГК «Орматек», специально для исследования рынка мебели 2023

 Как можете охарактеризовать результаты работы вашей компании за 2023 год? Все ли поставленные цели были достигнуты? Какие факторы препятствовали развитию бизнеса, а какие, напротив, сыграли положительную роль? 

— Для нашей компании 2023 год можно назвать успешным, нам удалось выполнить поставленные перед собой задачи. Изменение структуры спроса и рост затрат потребовали от менеджмента адекватной реакции, но мы справились со всеми вызовами. Согласно итогам года, прирост наблюдался по всем категориям реализуемых нами товаров, как в интернет-торговле, так и в рознице.

— Как санкции  повлияли на вашу деятельность в 2022 году? Смогли ли вы полностью адаптироваться и извлечь выгоду в текущей ситуации? 

— После начала СВО с рынка ушла IKEA, которая контролировала до 20% рынка мебели в штуках, что спровоцировало приток покупателей низкого и среднего ценового сегмента. Мобилизация, затронувшая в основном рабочие профессии, также создала два дополнительных фактора для бизнеса. С одной стороны, высокие выплаты мобилизованным дополнительно к уходу IKEA увеличили для нас спрос на товары низкого и среднего сегмента. С другой стороны, вымывание персонала с рынка труда спровоцировало рост доходов и, как следствие, затрат для бизнеса. К счастью, нам удалось адаптироваться к данным изменениям.

— Ощущает ли ваша компания проблемы с поставками импортного оборудования, материалов, комплектующих и пр.? Если ли сложности с экспортом производимой продукции из России? 

— С оборудованием и материалами трудностей не возникало. Что касается импорта и экспорта готовой продукции — в данном случае все зависит от страны, но, если рассматривать в общем, проблемы в данных направлениях вполне решаемы. 

— Как сильно выросли цены на вашу мебель по сравнению с началом 2022 года? 

— Если делать прямое сравнение (без оптимизации самого изделия), то рост цен составил примерно 10–15%.

— Как уход IKEA из России повлиял на российский рынок мебели и на показатели вашей компании?

— На мой взгляд, на рынок в целом уход IKEA особо не повлиял. Несомненно, часть производителей, ориентированных только на нее, испытывают некоторые сложности, но в то же время покупатели нашли другие способы приобрести товары, например через маркетплейсы. Наша компания воспользовалась освободившейся долей рынка и заметно нарастила продажи в тех ценовых сегментах, где традиционно была сильна IKEA, поэтому можно сказать, что на показателях ГК «Орматек» данная ситуация отразилась положительно.

— Какие позитивные изменения вы можете выделить в 2023 году?

— С точки зрения мебельного бизнеса трудно говорить о каких-то заметных позитивных изменениях. Конкретно по нашей компании — это запуск в полноценную эксплуатацию фабрики в Ростове-на-Дону, открытие розничной сети в Казахстане, проведение федеральной рекламной кампании бренда ORMATEK.

— Какие, на ваш взгляд, необходимы инструменты для стимулирования спроса на рынке мебели? 

— Стимулировать спрос в каких-то сегментах потребительского сектора —порочная идея, поскольку по сути это станет всего лишь перекладыванием из кармана в карман и в целом не принесет пользы для страны. Тем более странно стимулировать спрос при дефиците персонала, перегретом рынке труда и инфляции.

— Развиваете ли вы собственный интернет-магазин мебели? Сотрудничаете ли с маркетплейсами? Как изменились онлайн-продажи в 2023 году по сравнению с предыдущим годом? Какова доля интернет-торговли в общих продажах компании?

— Наше сотрудничество с маркетплейсами активно развивается с каждым годом, и мы по-прежнему входим в топ-3 по обороту в своей категории. Также ощутимо растет доля этих торговых площадок в онлайн-продажах —в 2023 году она составила около 20%. 

По сравнению с 2022-м прирост онлайн-ретейла в целом также показал положительную динамику и составил около 22%, а его доля в продажах увеличилась до 19%, что говорит о стабильном ежегодном развитии данного канала.

— Какие площадки для маркетинга вы используете? Считаете ли вы, что интернет-реклама становится главным каналом для продвижения товаров?

— Мы используем микс: ТВ и интернет. Интернет-реклама, безусловно, очень важна для промоушена, и мы стараемся задействовать весь диджитал, который так или иначе относится к онлайн-продажам. Но для федерального бренда, как у нас, телевидение является все-таки более значимым инструментом, без которого нельзя достигнуть высоких результатов в продвижении товаров. Это также объясняет, почему маркетплейсы относятся к одной из самых крупных и быстрорастущих категорий рекламодателей на федеральном ТВ.

— Каковы приоритетные направления развития компании в ближайшей перспективе? Собираетесь ли вы расширять географию присутствия сети или откажетесь от количественного роста в пользу качественного развития?

— В нашем случае постановка вопроса как «или» не совсем верна, у нас это «и». Мы будем делать и то, и другое. На 2024–2025 годы у нас запланирована программа повышения эффективности предприятия, а также выбраны новые регионы для развития розничной сети.

— Каковы ваши прогнозы по развитию российского мебельного рынка в 2023–2024 годах? Как изменится потребительское поведение? Какие стратегии развития вы планируете реализовать?

— В 2024 году при условии отсутствия каких-либо внешних общеполитических факторов я ожидаю, что рынок возьмет паузу, и мы не увидим каких-либо серьезных изменений в структуре спроса или расходов. Компании будут бороться за долю рынка и работать с внутренней эффективностью.

РБК Исследования рынков Розничные сети по продаже мебели 2023 110 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще