По данным «Анализа рынка междугородных автобусных перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2021-2023 гг число поездок на междугородных автобусах в стране возросло на 27% и достигло 121 млн. После коронавирусного спада в 2020 г рынок постепенно возвращался к прежнему уровню.
В 2022 г дополнительным стимулом увеличения числа поездок на междугородних автобусах в России послужило перетекание пассажиропотока из альтернативных видов транспорта. В условиях снижения располагаемых доходов россиян, ограничения авиасообщения в южных регионах страны, а также удорожания содержания личного автотранспорта отмечался приток пассажиров на междугородних автобусах. Введение ограничений на рост тарифов также способствовало росту спроса на междугородние автобусные перевозки в 2022-2023 гг.
Вместе с тем санкции международного сообщества оказывают негативное влияние на отрасль. В междугороднем сообщении используются автобусы большой вместимости преимущественно импортного происхождения. В нынешних условиях техническое обслуживание такого парка стало затруднительным. Западные бренды Volvo, Scania, MAN, Bosch из-за репутационных рисков, логистических трудностей и проблем с оплатой ограничили поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин Bridgestone, Continental и Michelin также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Удорожание кредитов, необходимых для покупки автобусов, рост операционных издержек при сдерживании властями тарифов на проезд привели к сокращению парка междугородных автобусов и ограничили рост рынка.
Другой негативной тенденцией стал отток мигрантов из автотранспортной отрасли. Значительную часть сотрудников автотранспортных предприятий в России занимают иностранные граждане.
В 2022-2023 гг на фоне резких колебаний рубля многим мигрантам стало невыгодно работать в РФ. Часть из них предпочли покинуть Россию с целью трудоустройства в других странах, где, по их мнению, существуют более перспективные условиях для трудовой деятельности. Кроме того, в 2023 г некоторые регионы страны стали запрещать нанимать на работу в автотранспортные предприятия иностранных граждан. Отток иностранного персонала привел к сокращению численности занятых работников в отрасли и росту средних заработных плат.