Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 24 ноября 2023

В 2022 году производство каменной ваты снизилось на 7%, а экспорт упал почти на 15%

На фоне активных темпов строительства в РФ и повышенного спроса на теплоизоляцию выпуск минеральной ваты снижается. Производство вырастет, когда экспортеры смогут найти новые зарубежные рынки сбыта

Позапрошлый 2021 год был очень удачным для российского рынка теплоизоляции, чего нельзя сказать про 2022-й. В 2021 году рынок базальтовой ваты вырос на 10,3%. Рынок мог бы увеличиться и на большую величину, но производственные мощности многих игроков были задействованы почти полностью. В результате в 2021-2022 гг. довольно серьезно выросли розничные цены на строительные материалы, в том числе и на минеральную вату.

Новый 2022 год игроки теплоизоляции встречали с большими надеждами. Строительство жилья, коммерческой недвижимости и объектов инфраструктуры активно росло, спрос увеличивался, даже несмотря на астрономические цены, которые взлетели в пандемию. Основываясь на успехах предыдущего года, эксперты считали, что в 2022 году можно ожидать роста рынка базальта не менее 7%.

Однако все кардинально изменилось 24 февраля, когда было объявлено о начале СВО. В первой половине года все аналитики мира прочили России в 2022 году настоящий крах. Первые оценки о ситуации были паническими, но в течение года российская экономика успешно адаптировалась к новым условиям. Более того, строительная отрасль продемонстрировала рекордные темпы сдачи новых объектов, как жилых, так и нежилых.

Однако не обошлось без проблем, которые все-таки сказались на потреблении теплоизоляции. Внутренний спрос просел из-за ожидаемого перегрева рынка нового жилья, а внешняя торговля упала из-за санкций. Многие крупные игроки за последние несколько лет активно работали на экспорт, но в 2022 году западные рынки сбыта для них стали закрываться. В итоге производство снизилось на 7%, а экспорт упал почти на 15%. Таковы результаты исследования агентства ABARUS Market Research, вышедшего в августе 2023 г.

Структура экспорта по странам в 2022 году заметно изменилась даже по сравнению с предыдущим годом, но лучше всего посмотреть это изменение на фоне 2019 года. Доля Казахстана выросла с 33% до 39%, а доля Беларуси незначительно снизилась. Бросается в глаза рост доли Финляндии – с 10% до 17% в 2022 году. По всей видимости, финские потребители запасались российским утеплителем впрок, в преддверии практически полного запрета на поставки.

Доли западных стран и стран Прибалтики при этом резко снизились, каждая из них в 2022 году заняла в общей массе экспорта менее 1%, в то время как раньше на Латвию приходилось 4-5%,  на Польшу 3-4%, на Эстонию 2-3%, на Украину 2% с лишним. Не отставали также Литва, Швеция, Сербия, Румыния, Чехия и другие европейские государства. Теперь же в этих направлениях активности практически нет.

Серьезных новостей, тем не менее, на рынке в 2022 году практически не было. Ожидалось, что холдинг «ТехноНИКОЛЬ» может купить финский завод «Парок» и увеличит таким образом свою рыночную долю сразу с 44% до 47%, а также начнет строительство двух новых заводов. Один – по выпуску каменной ваты, а второй – по производству стекловаты (в Ульяновской области). Но оба строительства пока заморожены. А предприятие «Парок» выкупила корпорация «Росатом» и вернула тверскому заводу его историческое название – «Изоплит» (бренд UMATEX Termo).

ABARUS Market Research Российский рынок минеральной (каменной) ваты в середине 2023 года 74 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 7 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Российский рынок освещения: $254 млн онлайн-продаж и перспективы роста Объем онлайн-продаж освещения в России в 2023 году составил $254 млн. К 2029 году рынок почти удвоится благодаря росту числа покупателей и развитию интернет-магазинов.

По данным «Statista», объем онлайн-продаж светильников и люстр в России в 2023 году составил 253,9 млн долларов (около 21,6 млрд руб.). Ожидается, что годовой темп роста выручки (CAGR 2024–2029) достигнет 11,38%, что увеличит рынок до $495,3 млн к 2029 году.

Крупнейшим сегментом в 2023 году стали люстры и потолочные светильники с выручкой $100,5 млн (+7,8% за год). Онлайн-продажи лампочек и осветительной арматуры выросли на 10,4%, а настольных и напольных ламп — на 8,5%. Число покупателей увеличилось на 9,2% до 3,7 млн человек и, по прогнозам, достигнет 4,9 млн к 2029 году. В 2023 году 33,6% онлайн-покупателей приобретали мебель и освещение, что на 1,1 п.п. меньше, чем годом ранее.

Отдельное внимание в исследовании уделяется продвижению через социальные сети, которое становится ключевым инструментом для привлечения покупателей. Среди 10 крупных интернет-магазинов, рассмотренных в исследовании, лидером по числу социальных платформ стал интернет-магазин «Great Light», представленный на шести площадках.

Большинство рассмотренных интернет-магазинов предлагают бесплатную доставку при выполнении минимального порога заказа, начиная от 2 000 рублей, а стоимость платной доставки начинается от 270 рублей.

Комплексный анализ российского рынка светильников и люстр доступен в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: светильники и люстры. Май, 2024».

Показать еще