По данным «Анализа рынка малой бытовой техники в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г ее импорт в страну снизился на 27,3% и составил 60 млн шт. Сокращение поставок было обусловлено несколькими причинами:
- Охлаждение внутреннего спроса. Ажиотажные покупки весны 2022 г, вызванные новостями о грядущем уходе зарубежных компаний из России, сменились провалом спроса в дальнейшем. Потребительское поведение жителей страны также изменилось: россияне предпочли меньше тратить, приобретали подержанную технику и ремонтировали вышедшие из строя приборы вместо покупки новых.
- Высокая база сравнения. Рынок насыщался после кризиса 2014-2015 гг, демонстрировал высокие темпы роста в период пандемии. В 2022 г эффект отложенного спроса практически исчерпался, и потребность в технике закономерно снизилась.
- Отказ от торговли с Россией иностранных производителей. О прекращении поставок заявили Bosch, LG, Samsung, Electrolux, Siemens, Panasonic, Dyson, Tefal. Также страны ЕС и Швейцария запретили ввоз в Россию большинства видов малой бытовой техники стоимостью свыше 300 евро, а США ввели разрешительный порядок на экспорт товаров в Россию.
При этом уход западных компаний оказал ограниченное влияние. Лидирующие позиции на рынке малой бытовой техники занимают производители из Китая, который не поддержал санкции (Xiaomi, Deerma/Dreame, Roborock и другие). Доля европейского импорта невелика, и приборы продолжают поступать в Россию по схеме параллельного импорта. В то же время интерес к европейской технике угасает из-за высокой цены, проблем с гарантийным обслуживанием и возвратом заводского брака. Так, по словам участников рынка, запчасти практически не поставляются в Россию, а если и попадают в страну, то по очень высоким ценам, и это затрудняет ремонт приборов.