Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 4 сентября 2023

За 2021-2022 гг число пассажиров междугородных автобусов в России выросло почти на 11% и достигло 6,29 млн чел.

Автобусы дальнего следования остаются самым бюджетным видом транспорта при относительно низком уровне комфорта и безопасности.

По данным «Анализа рынка междугородных автобусных перевозок в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, за 2021-2022 гг число пассажиров междугородных автобусов в стране выросло почти на 11% и достигло 6,29 млн чел. После коронавирусного спада в 2020 г рынок постепенно возвращался к прежнему уровню.

Дополнительным стимулом увеличения пассажиропотока междугородних автобусов послужил новый кризис в 2022 г. Автобусы дальнего следования остаются самым бюджетным видом транспорта при относительно низком уровне комфорта и безопасности. В условиях снижения располагаемых доходов россиян, ограничения авиасообщения в южных регионах страны, а также удорожания содержания личного автотранспорта наблюдался приток пассажиров междугороднего автобусного транспорта. Введение ограничений на рост тарифов также способствовало росту спроса на междугородние автобусные перевозки в 2022-2023 гг.

Вместе с тем, санкции оказывают негативное влияние на отрасль. В междугороднем сообщении используются автобусы большой вместимости преимущественно импортного происхождения. В нынешних условиях техническое обслуживание такого парка стало затруднительным из-за отсутствия доступа к иностранным запчастям. Западные бренды Volvo, Scania, MAN, Bosch из-за репутационных рисков, логистических трудностей и проблем с оплатой ограничили поставки в Россию оригинальных запчастей. Производители шин Bridgestone, Continental и Michelin также приостановили работу заводов и поставки в Россию. Повышение ставок на кредиты, необходимые для покупки автобусов, рост операционных издержек (техобслуживание, зарплата персонала, расходы на топливо) при сдерживании властями роста стоимости проезда приводят к сокращению парка междугородных автобусов и ограничивают рост рынка.

Также негативной тенденцией в связи с санкциями стал отток мигрантов. Большую долю сотрудников отрасли автобусных перевозок в России занимают иностранные граждане. В 2022 и 2023 гг вследствие резких колебаний рубля мигрантам стало невыгодно работать в России, и многие из них уехали из страны. Отток иностранных граждан привел к нехватке водителей в некоторых регионах.

BusinesStat Анализ рынка междугородных автобусных перевозок в России в 2019-2023 гг, прогноз на 2024-2028 гг 90 000 ₽