По данным «Анализа рынка грузовых автомобилей в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их выпуск в стране снизился на 24,8% и составил 140,8 тыс шт.
Крупные зарубежные производители грузового автотранспорта после введения санкций заявили о прекращении производства техники в России, поставок машин и запчастей к ним, в их числе: Caterpillar, DAF, Iveco, Komatsu, MAN, Mercedes-Benz, Renault, Scania, Volvo Cars. Второй проблемой отрасли в 2022 г стали сложности с закупкой автокомплектующих и материалов: приостановили сотрудничество с российскими предприятиями Bosch, Daimler Truck и другие компании. Помимо этого, возникали сложности с логистикой и взаиморасчетами с иностранными партнерами, производители столкнулись с отменой тендеров и заказов.
В 2022 г значительно вырос импорт техники из Китая: почти в 5,4 раза – с 7,7 тыс шт в 2021 г до 42,0 тыс шт в 2022 г. Это частично компенсировало сокращение внутреннего производства, а также поставок из стран, присоединившихся к санкционным ограничениям. Проблема с дефицитом комплектующих отечественными производителями решалась также путем переориентации импорта на азиатское направление, а также перехода на отечественные автокомпоненты.
В 2022 г Минпромторг разработал перечень товаров, в отношении которых Правительство России разрешило осуществлять параллельный импорт. В число разрешенных товарных знаков попали: DAF Trucks, MAN, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Renault, Volvo. Осуществление параллельного импорта дает возможность получать автотранспорт без разрешения правообладателя.
Предложение на рынке грузовых автомашин в 2022 г поддерживалось за счет роста импортных поставок, а также наличия значительных складских запасов техники. В 2021 г выпуск грузового автотранспорта вырос на 29,9% до 187,2 тыс шт, что стало максимальным значением за пять лет. Кроме того, импорт в 2021 г также увеличился по отношению к 2020 г. Оживление рынка было связано с ослаблением коронавирусных ограничений, обновлением автопарка грузового транспорта, ростом объемов инфраструктурного строительства и грузоперевозок.
В 2018-2020 гг производство ежегодно сокращалось, что было связано с исчерпанием эффекта реализации спроса, отложенного в предыдущие годы. Пандемия осложнила ситуацию на рынке, ограничив работу автопроизводителей и существенно снизив спрос на новые грузовые автомобили.