Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 15 мая 2023

На онлайн пришелся каждый второй рубль, потраченный россиянами на бытовую технику в 2022 году

По оценкам «РБК Исследований рынков», приведенным в обзоре «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», в 2022 году доля онлайн-продаж на рынке бытовой техники выросла до рекордного значения в 53,1% и впервые превысила показатели офлайн-продаж.

Прирост доли онлайн-канала в общем объеме продаж в 2022 году оказался сопоставим с тем, который наблюдался в период пандемии коронавируса. Так, если в 2019 году на онлайн-приходилось 32,2% продаж, то в 2020 году этот показатель вырос до 42,3%.

Ускорение миграции покупателей в онлайн обусловлено не только изменением потребительского поведения за годы пандемии, но и частичной деградацией традиционной розницы вследствие ухода с российского рынка международных брендов. Ассортимент товаров и услуг, которые доступны посетителям торговых центров в 2022 году существенно сократился: в торговых галереях до сих пор остаются закрытыми магазины иностранных ретейлеров, а репертуар кинотеатров обеднел после ухода популярных студий. Как следствие, трафик в торговых центрах России в 2022 году существенно снизился даже по сравнению с «пандемийным» 2021 годом. Так, по данным Focus Technologies, с января по ноябрь 2022 года Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 площадей) в крупнейших торгцентрах (более 80 тыс. м2) в Москве и Подмосковье снизился на 25% год к году и на 39% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Миграция покупателей в онлайн-канал уже отразилась на стратегиях игроков, многие из которых в 2022 году поставили на паузу открытие новых магазинов и решили сделать ставку на онлайн-продажи. В интервью для «РБК Исследований рынков» коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов выразил мнение, что данный тренд продолжится и последующие годы: «Хотя сейчас сложно что-либо прогнозировать, скорее всего, традиционная розница еще долго будет вынуждена мириться с неопределенностью и недостатком товаров. Планов вернуться у брендов, ушедших с рынка, в ближайший год нет. Поэтому будет не просто. Рынок электронной торговли в данной ситуации находится в более привилегированном положении, так как доля дистанционных продаж растет, а затраты на закупку товара ниже, чем в рознице. Это дает возможность предоставлять клиентам более интересные цены или условия покупки. А вот традиционная розница будет сильно меняться. В ближайшие 2 года мы увидим большое количество закрытий off-line точек, возможно, даже прекращение деятельности части региональной розницы. Но общий спрос постепенно восстановится как раз за счет интернет-продаж».

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022 95 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) ESG в России: адаптация к новым условиям и перспективы на Востоке Восточные рынки, включая Китай и Индию, открывают новые возможности для бизнеса в отношении ESG, а внутренние инициативы усиливают экологические проекты.

До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.

В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.

В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.

Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.

Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».

Показать еще