Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 15 мая 2023

На онлайн пришелся каждый второй рубль, потраченный россиянами на бытовую технику в 2022 году

По оценкам «РБК Исследований рынков», приведенным в обзоре «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», в 2022 году доля онлайн-продаж на рынке бытовой техники выросла до рекордного значения в 53,1% и впервые превысила показатели офлайн-продаж.

Прирост доли онлайн-канала в общем объеме продаж в 2022 году оказался сопоставим с тем, который наблюдался в период пандемии коронавируса. Так, если в 2019 году на онлайн-приходилось 32,2% продаж, то в 2020 году этот показатель вырос до 42,3%.

Ускорение миграции покупателей в онлайн обусловлено не только изменением потребительского поведения за годы пандемии, но и частичной деградацией традиционной розницы вследствие ухода с российского рынка международных брендов. Ассортимент товаров и услуг, которые доступны посетителям торговых центров в 2022 году существенно сократился: в торговых галереях до сих пор остаются закрытыми магазины иностранных ретейлеров, а репертуар кинотеатров обеднел после ухода популярных студий. Как следствие, трафик в торговых центрах России в 2022 году существенно снизился даже по сравнению с «пандемийным» 2021 годом. Так, по данным Focus Technologies, с января по ноябрь 2022 года Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 площадей) в крупнейших торгцентрах (более 80 тыс. м2) в Москве и Подмосковье снизился на 25% год к году и на 39% по сравнению с тем же периодом 2019 года.

Миграция покупателей в онлайн-канал уже отразилась на стратегиях игроков, многие из которых в 2022 году поставили на паузу открытие новых магазинов и решили сделать ставку на онлайн-продажи. В интервью для «РБК Исследований рынков» коммерческий директор «Холодильник.ру» Алексей Погудалов выразил мнение, что данный тренд продолжится и последующие годы: «Хотя сейчас сложно что-либо прогнозировать, скорее всего, традиционная розница еще долго будет вынуждена мириться с неопределенностью и недостатком товаров. Планов вернуться у брендов, ушедших с рынка, в ближайший год нет. Поэтому будет не просто. Рынок электронной торговли в данной ситуации находится в более привилегированном положении, так как доля дистанционных продаж растет, а затраты на закупку товара ниже, чем в рознице. Это дает возможность предоставлять клиентам более интересные цены или условия покупки. А вот традиционная розница будет сильно меняться. В ближайшие 2 года мы увидим большое количество закрытий off-line точек, возможно, даже прекращение деятельности части региональной розницы. Но общий спрос постепенно восстановится как раз за счет интернет-продаж».

РБК Исследования рынков Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022 95 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще