В течение последних десятилетий российский рынок туризма стабильно рос – даже в кризисные годы. Снижение в течение последних лет наблюдалось только в 2017 и в 2020 годах. В 2020 году рынок резко просел – это было связано с негативным влиянием пандемии. Тогда объем рынка в денежном выражении рухнул почти на 50% год к году. В 2021 году ситуация заметно улучшилась (по сравнению с 2020 годом объем рынка вырос на рекордные 63%), но в денежном выражении объемы рынка оказались даже меньше, чем в допандемийные 2018-2019 годы.
В 2022 году активный рост продолжился: общий объем туристических услуг, оказанных населению в России, в денежном выражении по итогу 2022 года оценивался в 207,5 млрд. руб. (на 38,5% больше, чем годом ранее). Около четверти объема рынка в региональном разрезе приходилось на Москву.
Туризм и индустрия гостеприимства значительно пострадали в 2022 году от влияния СВО: отмечалось, что число иностранных туристов в России в 2022 году было минимальным за последние годы. С другой стороны, заметен интерес к туристическим услугам в России со стороны жителей азиатских стран. В то же время происходит активное развитие сегмента внутреннего организованного туризма, экотуризма, заметное влияние на показатели рынка оказывает господдержка отрасли.
По прогнозам, в 2023 году рынок вырастет, но незначительно (+0,8%), и объем услуг достигнет значения 209,2 млрд. руб. Значение CAGR в течение прогнозируемого периода до 2026 года: +3,3%. Более детальная статистика по рынку и его ключевым характеристикам доступна в новом исследовании рынка туристических услуг от «AnalyticResearchGroup».