Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования, 6 февраля 2023

Обувной ретейл 2022: Общее состояние российского рынка обуви

В 2021 году несмотря на продолжение пандемии коронавируса в России наблюдались стремительные темпы восстановления продаж обуви.

В сопоставимых ценах прирост составил 18,4%, тем самым приблизив показатели объема рынка к значениям кризисного 2015 года. Напомним, что в 2015-2016 гг. произошло серьезное сокращение продаж обуви ввиду практически двукратного падения курса рубля отно- сительно докризисного значения 2013 года и последующего скачка цен на большинство товаров и услуг. После этого на протяжении 5 лет наблюдалась стагнация на рынке обуви, когда уровень потребления приблизился к значениям физического износа обуви, что было обусловлено продолжающимся падением реальных доходов россиян. Усугубила ситуацию эпидемия коронавируса, которая привела к еще большему ухудшению благосостояния россиян и отказу от многих покупок в условиях крайней неопределенности. Так, в 2020 году продажи обуви составили не более 490 млн пар, тогда как в 2014 году потребление было на уровне 668 млн пар, то есть более чем на треть выше.

Однако в 2021 году удалось переломить негативную тенденцию. Драйверами роста продаж стали несколько факторов, первый из которых – долгожданный рост реальных доходов населения. Во втором и третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичными периодами прошлого года прирост реальных доходов составлял порядка 8%, а по итогам года по предварительным данным Росстата – 3,4%. Немаловажную роль сыграл накопившийся отложенный спрос. Так, рынок, по словам некоторых экспертов, «достиг своего дна» в 2016 году и оставался на данном уровне на протяжении 5 лет. Пандемия коронавируса и вовсе привела к падению и без того стагнирующий российский рынок обуви. В связи с этим у россиян успел накопиться нереализованный спрос на обувь, что и сказалось на активизации покупок в 2021 году. Кроме того, положительную роль сыграло снятие всех серьезных антиковидных ограничений и постепенный возврат россиян к привычному образу жизни. Определенное влияние на объем рынка оказала и обязательная маркировка обуви, которая вступила в силу 1 июля 2020 года и позволила вывести из «серой» зоны ряд недобросовестных предпринимателей и их продажи.

Еще одним драйвером роста рынка продолжает оставаться развитие сегмента интернет-торговли. Напомним, что колоссальный рост интереса к онлайн-магазинам и приток покупателей пришелся на начало пандемии, а именно на период самоизоляции населения и перехода сотрудников многих предприятий на удаленную работу. Впоследствии многие россияне остались клиентами онлайн-магазинов и продолжают расширять ассортимент товаров, заказываемых через интернет. Способствует этому тренду удобство данного канала продаж, а также бурное развитие и расширение ассортимента и географии присутствия маркетплейсов, ведущий из которых – Wildberries – по итогам 2021 года увеличил оборот на колоссальные 93%, до ₽844 млрд. Наибольший объем продаж пришелся традиционно на категорию одежды, обуви и аксессуаров – ₽336,5 млрд. Прирост сегмента составил 55%. Оборот маркетплейса Ozon за прошедший год и вовсе вырос на 127% – до ₽448,3 млрд. Выручка от продажи товаров без учета услуг «Aliexpress Россия» за 2021 год выросла на 46% до ₽306 млрд. Продолжают наращивать интернет-продажи и «традиционные» ретейлеры, представленные как в физической рознице, так и в онлайн-пространстве. Например, общий объем онлайн-продаж компании «Детский мир» в России в прошлом году вырос на 39,1% до ₽54,0 млрд. Доля интернет-торговли в обороте ретейлера в России достигла 30,8%. По итогам IV квартала 2021 года доля маркетплейса в объеме онлайн-продаж ГК «Детский мир» составила 8,3%.

Активизация спроса в 2021 году позволила ретейлерам серьезно не повышать цены даже на фоне затруднений с логистикой и ростом стоимости импорта. Согласно данным Росстата, в 2021 году цены на обувь в среднем выросли на 2,7%. Прирост цен в сегменте мужской обуви составил +3,4%, женской обуви – +1,4%. Обувь для детей подорожала в среднем на 3,9%. Согласно оценкам «РБК Исследования рынков» средние затраты россиян на 1 пару обуви выросли на 1,8%, что вполне объяснимо: сегмент женской обуви занимает наибольшую долю в объеме рынка в силу особенностей потребительского поведения женщин, которые в целом чаще покупают обувь и, как правило, имеют более широкий и разнообразный гардероб.

Вместе с тем, тренд на быстрое восстановление продаж обуви определенно прервется уже по итогам 2022 года. В связи с проведением специальной военной операцией на Украине на Россию со стороны западных стран были наложены санкции, в связи с чем курс доллара пробил потолок в 100 рублей и достиг пикового значения в 143 рубля за доллар. Далее благодаря политике ЦБ рубль укрепился, однако остается слабее значений января-февраля (до начала военной операции) 2022 года. Санкции и девальвация национальной валюты привели к скачку цен практически на все товары и услуги. По данным Росстата, в марте 2022 года цены в России выросли на 7,6% по сравнению с февралем. К марту предыдущего года инфляция составила 16,7% (максимум с марта 2015 года). Цены стремительно росли в первую половину месяца на фоне девальвации рубля и опасений россиян относительно обесценивания своих сбережений и, как результат, «разгона» потребления всевозможных товаров в том числе длительного пользования, а также в силу спекуляций и распространяемых слухов относительно будущего дефицита базовых товаров. Кратковременно вырос спрос и на обувь, что, однако, было обусловлено не столько желанием совершать необходимые покупки предметов гардероба до обесценивания денег и дальнейшего роста цен, сколько объявленной приостановкой деятельности в России ряда международных игроков.

Во второй половине марта рост цен замедлился. Тем не менее, очевидно снижение покупательской способности россиян. Специалисты Института исследований и экспертизы ВЭБ.РФ прогнозируют падение реальных доходов россиян на 12% по итогам 2022 года. Уровень безработицы по их оценкам увеличится до 6,2%, тогда как в 2021 году он составлял 4,8%. Данный прогноз является скорее оптимистичным, на деле ситуация может оказаться хуже. Таким образом, ухудшение благосостояния населения приведет к сжатию спроса на многие товары и услуги, не относящиеся к категории первой необходимости, что скажется на объемах продаж обуви. Таким образом, в 2022 году тренд на рост рынка обуви прервется.

 

РБК Исследования рынков Общее состояние российского рынка обуви 2021-2022 15 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 4 октября 2023 BusinesStat В 2022 г продажи процессоров и контроллеров в России сократились на 14% и составили 335 млн шт. Более 95% реализуемых в России процессоров и контроллеров импортируются из-за рубежа.

По данным «Анализа рынка процессоров и контроллеров в России», подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г их продажи в стране сократились на 14% и составили 335 млн шт. Более 95% реализуемых в России процессоров и контроллеров импортируются из-за рубежа. В 2022 г страны Евросоюза, Япония и Южная Корея ввели санкции на поставки в Россию продукции, декларируемой под кодом ТН ВЭД 8542 31 – «Процессоры и контроллеры, объединенные или не объединенные с запоминающими устройствами, преобразователями, логическими схемами, усилителями, синхронизаторами или другими схемами». Помимо этого, сразу несколько ведущих мировых брендов, среди которых Intel, AMD и Nvidia, прекратили сотрудничество с Россией.

Статья, 4 октября 2023 BusinesStat В 2022 г экспорт торфа из России сократился на 28,5%: с 354 до 253 тыс т. Российские компании были вынуждены переориентироваться на азиатские рынки сбыта.

По данным "Анализа рынка торфа в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г его экспорт из страны сократился на 28,5%: с 354 до 253 тыс т. Страны Европы оставались крупнейшими получателями отечественного торфа в 2018-2021 гг. В апреле 2022 г Евросоюз ввел запрет на покупку торфа из России. Формально отечественные компании могли выполнять свои обязательства по заключенным ранее договорам поставки до 10 августа 2022 г. Однако под запретом оказались любые перевозки российскими логистическими компаниями по территории стран Евросоюза. По альтернативным маршрутам удалось доставить только 30% запланированного объема. Российские операторы отрасли были вынуждены переориентироваться на азиатские рынки сбыта торфа. 

Показать еще