Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 29 ноября 2022
Елена Пудичева

Места на растущем рынке хватит всем

Директор направления ассортимента и ценообразования «Утконос» специально для исследования рынка общественного питания 2022

― В период пандемии наблюдался рост популярности кулинарии. Как менялся спрос на готовые блюда по мере стабилизации ситуации с пандемией?

― Пандемия стала импульсом для развития как рынка e-grocery, так и e-commerce в целом. Во время режима самоизоляции огромное количество людей открыли для себя удобство онлайн-заказов, и для многих опыт получения продуктов вошел в привычку. Ведь такой формат помогает освободить время на любимые занятия, семью, друзей.

Если говорить о категории «Кулинария», то к ней интерес остался на том же уровне, а по некоторым направлениям фиксируется повышенный спрос. Насыщенная жизнь, высокая занятость, ненормированный рабочий график, привычка есть на бегу ― все это формирует высокий спрос на готовые блюда.

Категория из года в год показывает впечатляющий результат и положительную динамику. Например, готовая еда СТМ «Утконоса» приросла на 120% относительно июня прошлого года.

― Заметили ли вы изменения в поведении покупателей с конца февраля 2022 года?

― В конце первого квартала мы обратили внимание на изменение паттернов покупательских предпочтений. Клиенты отдавали предпочтение товарам базового набора и активно приобретали товары по скидкам и акциям.

Но уже во втором квартале мы увидели стабилизацию спроса, который вернулся к прежним показателям. 

― Отразились ли новые антироссийские санкции на ценообразовании готовой еды?

― Последние события затронули многие области бизнеса, в том числе и производство готовых блюд. На себестоимость продукта влияют сразу несколько факторов: логистика, удорожание упаковки и сырья, различные производственные затраты. В целом, подорожали многие составляющие, но есть антикризисные меры, позволяющие влиять на отпускную стоимость продукта так, чтобы она стала более приемлемой для покупателя. Среди них изменение упаковки и составов без ущерба качеству конечного продукта. 

В «Утконосе» мы отказались от картонной упаковки для нашей готовой еды #ПОЙДУПОЕМ и разработали облегченный дизайн ― оставили термочеки с информацией о продукте и яркий стикер бренда.

Многие производители используют оборудование иностранного производства, соответственно, ограничения в логистических цепочках и приостановка работы компаний также влияет на затраты. 

― Какую долю в продажах кулинарии занимает продукция собственного производства?

― У «Утконос Онлайн» нет собственного производства, и мы не пытаемся создать производственную экспертизу внутри. Мы размещаем заказы у проверенных партнеров. 

Направление собственных торговых марок в компании развивается с 2019 года. Сегодня в портфеле СТМ представлено 7 брендов с совокупным ассортиментом более 600 товарных наименований.

С начала года доля кулинарии собственной торговой марки занимает порядка 40% от всех заказов категории «Кулинария», а средний чек вырос на 20% относительно прошлого года. Мы видим стабильно растущий интерес потребителей к продукции СТМ, так как в данной категории покупатель делает свой выбор, в первую очередь, ориентируясь на составы и качество блюд, широту ассортимента, сроки годности и привлекательность цен. 

Наблюдая за постоянно растущим спросом на категорию, мы планируем расширение ассортимента кулинарии под собственной торговой маркой в различных подкатегориях, чтобы наши клиенты могли в одном месте выбрать и завтрак, и обед, и ужин. 

― Какие блюда и виды кулинарии сейчас популярны? Какие тренды в кулинарии вы наблюдаете? Как адаптируете ассортимент под новые запросы покупателей?

― Как правило, наибольшей популярностью пользуются привычные готовые блюда: борщ, оливье и крабовый салат, пюре с котлетой. Но, несмотря на это, мы предлагаем клиентам разнообразные блюда: рисовые блинчики с клубничным муссом или самсу с яблоками. Здесь важно соблюдать баланс, чтобы предложить клиентам максимально широкий и интересный ассортимент. 

В 2022 году мы открыли новое для СТМ направление ― роллы и суши. Данная категория показывает стабильный рост от недели к неделе.

― Развиваете ли вы альтернативные каналы продаж кулинарии? Какие результаты показывают подобные форматы?

― Из альтернативных каналов продаж «Утконос Онлайн» развивает B2B-направление. Профессиональные клиенты могут выбрать и оформить заказ из 75 тыс. уникальных товаров. Наибольшим спросом среди B2B-клиентов пользуются следующие готовые блюда: салаты, закуски; сэндвичи, роллы; выпечка.

― Как вы оцениваете уровень конкуренции в нише готовой еды?

― Мы видим, что многие игроки рынка идут в сегмент готовой кулинарии, что еще раз подчеркивает высокий спрос на категорию. Безусловно, каждая компания формирует уникальное ценностное предложение, которое позволяет как привлекать новых клиентов, так и сохранять лояльных покупателей.

По нашей внутренней оценке, конкуренция будет усиливаться, но на фоне растущего потребления готовой еды толкаться локтями не придется. Места на растущем рынке хватит всем.

― Какие у вас планы по развитию направления кулинарии в перспективе ближайших 1–2 лет?

― Из-за высокой скорости жизни в мегаполисе популярность готовой еды сохранится в перспективе ближайших лет, так как люди хотят больше времени тратить на хобби и проводить его со своими родными и близкими. Поэтому мы хотим закрывать эту потребность покупателей и планируем продолжать развитие направления готовой еды под собственной торговой маркой за счет расширения ассортимента, а также предложения уникальных позиций, которые обусловлены современными тенденциями. 

В планах увеличение доли СТМ-кулинарии до 70% от общего объема к концу 2022 года.

 

РБК Исследования рынков Ресторанные тренды 2022 – 2023 65 000 ₽
РБК Исследования рынков Российский сетевой рынок общественного питания 2022 105 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Ипотечный рынок стабилизируется после бума 2020-2021 гг. После отличных для ипотечного рынка 2020 и 2021 годов, в 2022 году наблюдается падение показателей объемов выданных ипотечных кредитов более чем на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Причинами тому послужили изменения условий льготного ипотечного кредитования в течение 2022 года, а также проведение специальной военной операции на Украине и падение реальных доходов россиян. Вместе с тем, стоит отметить, что снижение показателя в 2022 году соотносится с пиковым значением 2021 года. Если сравнивать текущие показатели с данными 2019 года, будет наблюдаться условно положительная динамика. Таким образом, в связи с изменением условий получения льготной ипотеки, ростом ключевой ставки ЦБ, а также в целом существенным объемом реализованного спроса на ипотечное кредитование рынок после пиковых значений перешел в стадию стабилизации. 

Статья, 31 мая 2023 РБК Исследования рынков Траты россиян на бытовую технику росли значительно медленнее цен Согласно результатам опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок интернет-торговли бытовой техникой 2022», средние единовременные затраты на бытовую технику в онлайн-канале с ноября 2021 года по ноябрь 2022 года выросли на 3,7% и составили ₽11 159.

Рост затрат зафиксирован в 16 из 23 изученных категориях бытовой техники. В то же время, стоит отметить, что рост затрат россиян на бытовую технику оказался существенно ниже, чем рост цен. По данным Росстата, за 2022 год, рост потребительских цен на бытовые холодильники составил 24,6%, на стиральные машины – 32,2%, электропылесосы – 20,5%, микроволновые печи – 21,7%, бытовые плиты – 14,4%, в среднем бытовая техника подорожала на 22,6%. В 2021 году, когда цены на бытовую технику росли под влиянием логистического кризиса и дефицита чипов, потребительские расходы отреагировали ростом на 16,8% (при росте цен на 12,2%).

Показать еще