На сегодняшний день БАД в России позиционируются большинством производителей как специализированные добавки к пище для профилактики различных заболеваний, а также для поддержания общего уровня здоровья. В связи с чем фокусный рынок охватывает широкий перечень сегментов, сгруппированных аналитиками «Смарт Консалт» по 17 направлениям.
Традиционно наиболее востребованными на отечественном рынке остаются биодобавки общего назначения, направленные на укрепление иммунитета и комплексное оздоровление организма. Их удельный вес по итогам 2021 года составила 32,2% от общего объема потребления в денежном выражении. Стоит отметить, что при сравнении с 2020 годом объем реализации данного сегмента БАД вырос почти на 10%.
Вторую позицию в структуре потребления БАД по назначению занимает сегмент «действующие на пищеварительную системы» (20,5%). Прирост спроса на данную группу в денежном выражении по итогам 2021 года составил +26,3%.
Тройку замыкают БАД, влияющие на функции центральной нервной системы, с удельной долей в 9,4%. Отметим, что фокусная группа также продемонстрировала положительную динамику по итогам прошедшего года (+19% к уровню 2020 года).
Стоит отметить, что в 2021 году практически все прочие сегменты показали позитивную динамику. Исключение составило только направление «БАД для похудения и очищения организма» (-0,16% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года).
Максимальный темп роста отмечен у групп:
-
БАД для профилактики заболеваний дыхательной системы (+32%);
-
биодобавки, влияющие на функции желез внутренней секреции (+31%);
-
биологически активные добавки, применяемые для устранения различных проблем с кожей и волосами (+28,5%).
Данные тенденции спроса обусловлены, прежде всего, последствиями COVID-19 вследствие которого наибольший спрос имели те БАД, которые заявлены производителями как иммуностимилурующие, а также предназначенные для профилактики вирусных заболеваний, в т.ч. ОРВИ и гриппа.