По данным «Анализа рынка антрацита в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, с 2017 по 2021 гг его экспорт из страны увеличился на 32,5%: с 18,66 до 24,72 млн т. Совокупный прирост экспорта за 2017-2021 гг составил 6,06 млн т. Основной вклад в увеличение поставок за рубеж внес рост отгрузки в Украину (+2,41 млн т за пятилетие), Китай (+2,15 млн т) и Индию (+ 0,90 млн т).
В рамках санкционной политики со стороны западных стран с 22 августа 2022 г введено эмбарго на ввоз угля из России. Антрацит как разновидность угля также подпадает под данные ограничения. Отсрочка введения эмбарго была пролоббирована Германией как одним из крупнейших европейских потребителей российского угля и антрацита. Экспорт антрацита в страны ЕС и Америки (США и Канаду), а также Украину в 2021 г в совокупности составил около 32% от всего объема. Впрочем, в рамках «Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года» еще до событий 2022 г был предусмотрен поворот экспорта угля в целом и антрацита, в частности, на страны АТР.
В начале 2021 г группа «Сибантрацит» заключила соглашение о стратегическом партнерстве с китайской компанией China Baowu Steel Group, одной из крупнейших сталелитейных компаний в мире. Ожидается, что высвободившийся объем антрацита, который до этого экспортировался в «недружественные страны», будет перенаправлен в Китай и прочие страны региона, которые не прекратили сотрудничество с Россией. В частности, со стороны Южной Кореи, на долю которой в 2021 г пришлось 11% экспорта антрацита, не поступало заявлений о прекращении российских поставок, а Китай и Индия, в свою очередь, стараются нарастить объемы получаемого российского антрацита еще до введения эмбарго со стороны европейских партнеров, которые до введения эмбарго продолжают получать свои объемы поставок антрацита согласно уже заключенным контрактам.
Однако мгновенного перевода экспортных объемов с Запада на Восток не произойдет. Решающим становится логистический аспект. Перенаправление потоков с западного направления на Азию прямым образом зависит от пропускной способности «Транссиба» и БАМ, которые уже работают с максимальной загрузкой. Кроме того, за данные магистрали угольщикам придется конкурировать с нефтегазовым сектором, который также осуществляет «поворот на Восток», что точно не будет способствовать росту поставок в обозримом будущем, а, скорее всего, будет означать проседание объемов экспорта в краткосрочной перспективе.