Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 20 июля 2022

Импорт металлообрабатывающих станков в Россию в 2021 г вырос на 23,4% и составил 16,4 тыс шт.

Российские предприятия, даже несмотря на наличие отечественных аналогов, предпочитают импортное оборудование.

По данным «Анализа рынка металлообрабатывающих станков в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, динамика их импорта в страну в 2017-2021 гг была разнонаправленной. Рост импорта, отмеченный в 2018 г, был вызван постепенным восстановлением отечественной экономики после экономического кризиса, стабилизацией валютного курса, увеличением доходов компаний и, как следствие, проходящей модернизацией предприятий-потребителей станков, что автоматически увеличило спрос на высокотехнологичную импортную продукцию. В 2019 г наблюдалось снижение натурального объема импорта металлообрабатывающих станков в Россию на 7% вследствие исчерпания эффекта отложенного спроса. В 2020 г, несмотря на пандемию, импортные поставки не упали, а остались на уровне предыдущего года, наблюдался небольшой прирост импорта (+2,4%). Это связано, в первую очередь, с тем, что основными потребителями металлообрабатывающего оборудования являются крупные промышленники, чья работа практически не останавливалась во время вынужденного локдауна в экономике. Снятие части коронавирусных ограничений и оживление деловой активности в России и мире в 2021 г положительно сказалось на импорте станков для металлообработки: показатель вырос на 23,4% и составил 16,4 тыс шт, что является рекордным значением показателя за пятилетие.

Важно отметить, что, несмотря на постановление Правительства РФ, ограничивающее все российские государственные предприятия в закупках иностранных товаров станкоинструментальной промышленности при наличии российских аналогов, отечественные предприятия все равно предпочитают закупать иностранное оборудование и находят пути обхода запрета. Так, по данным ФАС, российские компании закупают иностранное оборудование и переклеивают лейблы на отечественные, не производя при этом никаких значимых модификаций. Еще одним обходным путем является создание технических заданий по открытым конкурсам на покупку станков специально под импортное оборудование, хотя задание заказчика может быть выполнено и на отечественных станках, несущественно отличающихся по характеристикам.

Как отмечалось ранее, рынок металлообрабатывающих станков в России зависим от поставок комплектующих из-за рубежа. После резкого роста импорта, отмеченного в 2021 г, в 2022-2023 гг ожидается снижение спроса со стороны отечественных покупателей вследствие ослабления рубля и экономической неопределенности, а также затрудненной международной логистики на фоне санкций. Свою роль сыграет и отказ ряда европейских стран от российского рынка. По состоянию на июнь 2022 г Европейским Союзом введен запрет на экспорт в Россию отдельных видов программно управляемого оборудования с использованием процессов лазерного излучения, приспособлений или измерительного оборудования для лазерных, водоструйных или электрохимических/электроэрозионных процессов сверления отверстий, большинства запчастей к металлообрабатывающим станкам, части станков поперечно-строгальных или долбежных. Запрет касается и поставок запчастей к указанному оборудованию. Япония запретила вывоз части станков для обработки материалов с использованием процессов лазерного или другого светового или фотонного излучения, в том числе лазерных микрофонов, станков с числовым программным управлением, прочих машин (включая прессы) для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, изостатических прессов и систем управления, манометров и сильфонных клапанов, станков для производства зубчатых колес. Также в июне DMG Mori Seiki закрыла представительство в России, а также сборочный завод в Ульяновске, являвшийся одним из крупнейших предприятий отрасли. Швейцария ввела запрет на поставки всех видов станков, рассмотренных в данном обзоре, а также частей и принадлежностей к ним.

BusinesStat Анализ рынка металлообрабатывающих станков в России в 2019-2023 гг, прогноз на 2024-2028 гг 109 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 6 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Электронная коммерция в сегменте товаров для сада: рост числа покупателей и продаж Рынок e-commerce товаров для сада и огорода в России растет: объем продаж в 2023 году достиг $200,4 млн, а число покупателей продолжает увеличиваться.

Рынок электронной коммерции в сегменте товаров для сада и огорода в России демонстрирует умеренный, но стабильный рост. По данным «Statista», в 2023 году объем продаж через e-commerce достиг $200,4 млн (примерно 17,1 млрд руб.). В 2024 году ожидался прирост на 6,7%, до $213,9 млн. В данную категорию товаров входят садовые инструменты и электрооборудование, растения, инвентарь для садовых работ, товары для хранения, а также грили (кроме электрических) и аксессуары к ним.

Долгосрочные прогнозы свидетельствуют о том, что годовой темп роста (CAGR) в период 2024–2029 годов составит 3,00%. Это позволит рынку к 2029 году достичь объема в $248,0 млн.

Несмотря на положительную динамику, Россия пока не входит в число стран-лидеров по объему продаж в этом сегменте. Лидирующие позиции занимают США, Китай и Канада, что отражает разницу в масштабах рынка e-commerce в целом и уровне развития рынка в целевом сегменте.

Число российских онлайн-покупателей товаров для сада и огорода в 2023 году увеличилось на 7,7%, достигнув 4,2 млн человек. Ожидалось, что в 2024 году эта цифра должна была вырасти до 4,4 млн, а к 2029 году она достигнет 5,6 млн.

В 2023 году только 3,3% россиян покупали товары из этой категории через интернет, но уровень проникновения продолжает расти. К 2029 году доля покупателей может увеличиться до 4,0%, что указывает на постепенное расширение аудитории.

Умеренные темпы роста и увеличение числа покупателей отражают устойчивый интерес россиян к покупкам товаров для сада и огорода, поддерживаемый доступностью заказа в онлайн-каналах. Однако для ускорения динамики участникам рынка важно предлагать более широкий ассортимент продукции, учитывать сезонные потребности и внедрять удобные решения для доставки товаров, что поможет укрепить позиции России и увеличить объем продаж.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Интернет-торговля в России: товары для сада и огорода. Май, 2024».

Показать еще