Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
ABARUS Market Research, 12 июля 2022

Последствия кризиса для рынка стенового сайдинга растянутся на несколько лет

Восстановление производства сайдинга начнется только в 2024 году, после двух лет падения. В итоге к 2025 году ни один из рассматриваемых сегментов рынка не вернется к количественному уровню 2021 года

Российский рынок стенового сайдинга можно охарактеризовать как очень перспективный, даже с учетом нынешних непростых условий. Все сегменты без исключения активно развивались до 2014 года. Согласно расчетам специалистов агентства ABARUS Market Research, после 2009 года ежегодные приросты несколько лет подряд держались на уровне 20% и выше, и это говорило о большом потенциале спроса. Затем на короткий срок (2015-2018) пришла депрессия, объем рынка снижался. Проблемы были связаны с крымским кризисом и западными санкциями, которые затормозили инвестиционную активность и повлияли на потребительский спрос.

После 2018 года началось восстановление: строительная отрасль активизировалась, бизнес приспособился к методам работы в санкционных условиях, реальные доходы населения стали расти, и все это сказалось на улучшении в сегменте индивидуального домостроения, который главным образом и предъявляет спрос на сайдинг. Даже пандемия коронавируса, которая поначалу напугала всех, оказалась на руку продавцам строительных и отделочных материалов из-за повышенного интереса к загородной жизни и высвободившихся денежных средств, отложенных на отдых и путешествия.

В 2020 году совокупный рынок сайдинга вырос на 3,7%, а в 2021 году – на 13,8%. Особый вклад в этот рост принадлежит металлическому сайдингу, который вырос на 15,5%. И хотя рынок фиброцементного сайдинга в 2021 году вырос больше – сразу на 20,3% – его вклад в общий результат немного скромнее из-за малого масштаба – весь объем такого сайдинга в прошлом году равнялся примерно 2,2 млн квадратных метров. В этот же период рынок винилового сайдинга вырос на 12,6%.

Наступивший 2022 год обещал быть не менее успешным, так как пандемийные ограничения по всему миру еще не были сняты, а оживление мировой экономики шло уже полным ходом. На российском строительном рынке оживление сказалось в том числе и отрицательно, в первую очередь, астрономическим ростом цен. Но даже такие цены не отпугивали покупателей, и интерес к стеновому сайдингу в первом квартале 2022 года оставался высоким. Однако, после 24 февраля все изменилось. С самого начала специальной военной операции (СВО) стало понятно, что экономику ждет кризис гораздо более серьезный, чем все кризисы, пережитые ранее. Немаловажным фактором стал психологический шок, который проявился из-за новых, более жестких санкций, и массового ухода западных компаний с российского рынка.

Главные риски, с которыми столкнулся бизнес, в том числе и производящий строительные материалы, связаны с технологиями и оборудованием: нехватка финансовых средств на обновление, обслуживание, а также блокировка поставок комплектующих. Есть надежда, что решение этих проблем найдется, но цена такого решения будет слишком высокой – цены на комплектующие вырастут из-за усложнения и удлинения логистических цепочек, а также платы за риск из-за обхода санкций. При этом переложить возросшие издержки на конечного потребителя уже не получится – цены на большинство строительных материалов за 2020-2021 гг. выросли на 80-100%. В частности, виниловый сайдинг к лету 2022 года подорожал в 2,5-2,7 раза по сравнению с 2017 годом, а металлический – на 70-90% за тот же период. Падение покупательной способности неизбежно приведет к заметному спаду производства, даже если цены вырастут умеренно.

ABARUS Market Research Российский рынок сайдинга: виниловый, металлический, фибро- и хризотилцементный 60 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 8 декабря 2023 BusinesStat В 2022 г масса грузов, перевезенных воздушным транспортом в России, снизилась на 60%: с 1,5 до 0,6 млн т. До 2022 г почти 75% всех грузоперевозок отечественных авиакомпаний приходилось на международные перевозки.

По данным "Анализа рынка грузовых авиаперевозок в России", подготовленного BusinesStat в 2023 г, в 2022 г масса грузов, перевезенных воздушным транспортом в стране, снизилась на 60%: с 1,5 до 0,6 млн т. На международные перевозки до 2022 г приходилось около 70-75% всех грузоперевозок отечественных авиакомпаний. В 2022 г значительная часть зарубежных рынков стала недоступна для российских перевозчиков из-за сокращения или разрыва торговых отношений с рядом стран, а также риска ареста самолетов за рубежом. Часть авиапарка отечественных перевозчиков укомплектована зарубежными лайнерами, и в условиях санкций их эксплуатация и обслуживание существенно усложнились. Прямые поставки новых лайнеров или запчастей для них невозможны, а налаживание поставок за счет параллельного импорта требует времени и неизбежно увеличивает издержки.

Показать еще