По данным «Анализа рынка слабоалкогольных напитков в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, их продажи в стране с 2017 по 2021 гг выросли в 2,4 раза: с 54,6 до 129,6 млн л. Основной рост продаж пришелся на 2020-2021 гг. Это было связано со значительным увеличением в 2020 г акцизов на смежный вид алкогольной продукции – винные напитки – и, как следствие, с перетеканием потребительского спроса из сегмента винных напитков в сегмент слабоалкогольных.
В ближайшем будущем рост продаж слабоалкогольных напитков продолжится. В условиях санкций реальные доходы россиян сократятся. Следствием этого будет рост доли дешевых алкогольных напитков в общем потреблении алкоголя, а также снижение частоты посещения россиянами заведений HoReCa и рост доли употребления алкоголя вне кафе и ресторанов. Слабоалкогольные напитки относятся к недорогим алкогольным напиткам, и употребляются они большей частью вне заведений общественного питания, зачастую – на прогулке, «на ходу». Отмеченные особенности слабоалкогольных напитков будут способствовать росту их продаж в России.
Рост внутреннего спроса сыграет на руку отечественным производителям слабоалкогольных напитков. Он будет основным фактором, способствующим увеличению их выпуска в ближайшее время. При этом ожидается и рост внешнего спроса на рассматриваемую продукцию. Основными рынками сбыта российских слабоалкогольных напитков являются страны СНГ, причем наибольшая доля в поставках принадлежит Украине (76,8% в 2021 г). Отметим, что большинство украинских покупателей слабоалкогольных напитков из России расположены в ЛНР и ДНР, и поставки продукции этим покупателям в новых политических условиях как минимум не сократятся. Ослабление рубля в результате санкций западных стран в 2022 г приведет к повышению ценовой конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках. И хотя ряд европейских стран может разорвать контракты, значительная часть рынков сбыта остается открытой для отечественной продукции.