Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 21 июня 2022

Влияние геополитической ситуации на российское производство топливных брикетов

Санкции против России: драйверы и барьеры развития производства топливных брикетов в новых условиях

По итогам 2021 года, согласно оценке "Смарт Консалт" объем производства древесных топливных брикетов в России на 8,02% превышал аналогичный показатель предыдущего года. Отметим, что на протяжении последних нескольких лет отрасль демонстрировала уверенную положительную динамику, преимущественно ориентируясь на экспортное направление. При этом внутреннее потребление в России в 2021 году также выросло на 24,5% до 48 698 тонн.

Существенным драйвером развития производства топливных брикетов в РФ является наличие качественной сырьевой базы. Так, в стране ежегодно образуется около 70 млн м3 древесных отходов. Стоит отметить, что последние 3 года лесопильная отрасль демонстрирует положительные показатели: производство пиломатериалов из хвойных пород за 2021 год, по оценке SmartConsult выросло на 5%, из лиственных — на 2%.

Ключевая же проблема отрасли в 2022 году обусловлена тем фактом, что ранее около 80-90% изготавливаемой в стране продукции экспортировалась заграницу. Ключевыми импортёрами в 2021 году были: Литва, Дания, Ирландия, Германия и Латвия.

В связи со сложившейся геополитической ситуацией участники рынка прогнозируют резкое падение зарубежного спроса: так с 10 июля 2022 года российские производители пеллет и топливных брикетов не смогут ввозить продукцию на территорию стран Европы.

При этом ряд экспертов отмечают, что часть российских производителей безусловно смогут найти альтернативные варианты поставок продукции ЕС через «третьи» государства, однако говорить о соизмеримых с уровнем предыдущих лет объемах экспорта, даже в рамках наиболее оптимистичных сценариев, не приходится.

В создавшихся условиях наиболее целесообразными вариантами бизнес-модели является развитие сбыта внутри страны, а также поиск новых зарубежных направлений (Китай, Индия, Северная Африка, страны ЕАЭС и прочие лояльные и нейтральные страны).

При этом аналитики "Смарт Консалт" отмечают, что активному развитию спроса на топливные брикеты в России будет препятствовать, в первую очередь, высокий показатель газификации в стране. Так, по указу Президента РФ к 2030 году уровень оснащенности газом должен увеличиться до 83%, что, в свою очередь, отрицательно скажется на рынках альтернативного топлива всех видов.

Тем не менее, согласно оценкам экспертов, сегодня спрос на топливные брикеты в РФ растет, что в первую очередь обусловлено популяризацией продукта в b2c сегменте. Основные направления применения древесных брикетов в стране - отопление частных домов и топка бань. При этом значимым драйвером для фокусного рынка становится интенсивное развитие деревянного домостроения в РФ в 2020-2021 гг. под влиянием пандемии COVID-19. Отметим, что за 4 месяца 2022 года из 37,6 млн кв м нового жилья на индивидуальное строительство приходится около 62%. Дополнительным фактором развития спроса можно считать популяризацию в России классических каминов, одним из наиболее оптимальных видов топлива для которых являются древесные брикеты.

Таким образом, в 2022 году падение спроса на топливные брикеты и, как следствие, снижение объема их выпуска в России неизбежно. Однако учитывая тот факт, что данное производство редко является самостоятельным видом бизнеса и, как правило, выступает как побочное направление для деревообрабатывающих, лесопильных и фанерных предприятий, массовые банкротства и уход с рынка игроков маловероятен.

Сегодня эксперты сходятся во мнении, что к концу 2023 года большинство участников рынка модернизируют свои бизнес-модели и максимально активизируют усилия в борьбе за популяризацию топливных брикетов на внутреннем рынке.

SmartConsult Анализ российского рынка топливных брикетов с учетом геополитического фактора 2022 40 000 ₽
SmartConsult Анализ российского рынка деревянных домов 32 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 февраля 2024 BusinesStat В 2019-2023 гг оборот рынка франчайзинга в России увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Уход западных компаний притормозил развитие рынка, но не привел к сокращению выручки.

По данным «Анализа рынка франчайзинга в России», подготовленного BusinesStat в 2024 г, в 2019-2023 гг оборот этого рынка в стране увеличился на 12%: с 2,6 до 2,9 трлн руб. Прибыльность и перспективность франшиз привлекала крупных инвесторов, а также малый и средний бизнес, способствуя росту рынка. Вместе с тем, до 2022 г все большее количество зарубежных франчайзинговых брендов обращали свое внимание на российский рынок. Международные компании видели в России большой потенциал и готовы были инвестировать во франчайзинговые проекты, чтобы расширить свое присутствие в стране. Такое сотрудничество стимулировало развитие отечественных франчайзинговых компаний и способствовало повышению качества и росту количества предлагаемых проектов.

Показать еще