Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 7 июня 2022

Новые реалии: есть ли перспективы импортозамещения на рынке антибиотиков

Новые санкции против России в 2022 году повлекут за собой перераспределение спроса на антибиотики в пользу отечественного продукта. Готовы ли российские производители к такому вызову?

Новая геополитическая реальность 2022 года оказала значительное влияние на отечественную фармацевтическую отрасль, в том числе на рынок антибиотиков. Уже в марте большинство международных фармацевтических компаний отказались проводить клинические испытания тех или иных препаратов в России, а также прекратили инвестиции в систему российского здравоохранения и экономику в целом.

Отметим, что на сегодняшний день рынок антибактериальных препаратов в России весьма развит. По итогам 2020 года был достигнут рекордный объем потребления ~ 48 млрд руб (+53% к 2019 году), что было обусловлено влиянием пандемии COVID-19 и ростом обеспокоенности потребителей данным фактом. По оценкам представителей крупнейших аптечных сетей до 65% покупателей в 2020 году приобретали антибактериальные препараты «на будущее» еще до наступления реальной необходимости. Тем не менее уже в 2021 году, по мере стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, имело место сокращение спроса на 13% в денежном выражении. Данный факт был обусловлен также, помимо прочего, более осторожным назначением антибиотиков российскими врачами в сравнении с 2020 годом как при лечении COVID-19, так и других заболеваний .

Отечественная потребность в антибактериальных препаратах на сегодняшний день удовлетворяется продукцией произведенной на территории РФ на 70% в денежном выражении. Таким образом, формально для рынка характерен относительно высокий уровень импортозамещения. В действительности же не менее 80% антибиотиков, реализованных в стране в прошлом году, были выпущены зарубежными фармацевтическими компаниями, локализовавшими производственные мощности в РФ. Среди них наиболее востребованными были препараты брендов: STADA (АО «Нижфарм» и ООО «Хемофарм»), Astellas Pharma (АО «Астеллас Фарма Продакшен»), Teva (ООО «Тева»), Novartis (ООО «Новартис Фарма» и ООО «Новартис Нева») и др. Перечисленные компании по итогам 2021 года, согласно оценке аналитиков «Смарт Консалт», входят в ТОП-10 производителей на российском рынке антибиотиков.

Что касается действительного потенциала замещения импортных антибактериальных средств, то еще с 2014 года в стране ведется активная работа по данному направлению. Так, государственная стратегия лекарственной независимости предполагала и предполагает до сих пор разработку и создание производства полного цикла по выпуску современных антибиотиков без использования импортных составляющих. Стоит отметить, что за последние пять лет Россия достигла существенных результатов. Так, были созданы первые отечественные образцы препаратов с действующими веществами ванкомицин, телаванцин, оритаванцин и рамопланин. Российскими компаниями уже освоены некоторые группы антибиотиков для производства в промышленных масштабах, многие препараты сейчас находятся на стадии разработки и регистрации.

Таким образом, несмотря на то, что ограничительные меры в целом не повлияли на поставку антибактериальных препаратов и других лекарственных средств (напротив, зарубежные игроки регулярно заявляют о сохранении экспорта в Россию, а также выпуска на совместных или локализованных производствах), в настоящее время потенциал импортозамещения антибиотиков и фармацевтических субстанций для их производства является весьма высоким.


 

SmartConsult Анализ рынка антибиотиков 40 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 15 мая 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Россияне тратят больше на посуду: рынок демонстрирует уверенный рост Российский рынок розничной торговли посудой и товарами для дома заметно увеличился, а доля онлайн-продаж и интерес к отечественным брендам продолжили расти.

В 2023 году совокупная выручка российских компаний, работающих в сегменте розничной торговли посудой и товарами для дома, достигла рекордных 17,8 млрд рублей. Это в 5,2 раза больше, чем годом ранее — столь резкий скачок может объясняться как реальным ростом продаж, так и особенностями выборок и методологии официальной статистики. Среднегодовой темп роста (CAGR) за период с 2005 по 2023 год составил 18,6%, что подчеркивает уверенное развитие отрасли на протяжении последних лет. В январе–сентябре 2024 года совокупная выручка отрасли достигла 11,6 млрд рублей, и, по предварительным оценкам, по итогам года рынок вырос примерно на 13%, вплотную приблизившись к отметке в 20 млрд рублей.

Статья, 15 мая 2025 NeoAnalytics Анализ российского рынка замороженных полуфабрикатов: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г. В апреле 2025 года исследовательская компания NeoAnalytics завершила проведение маркетингового исследования российского рынка замороженных полуфабрикатов.

В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics на тему «Российский рынок замороженных полуфабрикатов: итоги 2024 г., прогноз до 2028 г.», выяснилось, что в 2024 г.  объем рынка составил около более 350 млрд. руб. и увеличился на 12%. На фоне положительной динамики основных макроэкономических показателей, таких как прирост оборота розничной торговли и денежные доходы населения, объем рынка полуфабрикатов в 2024 г. также демонстрировал рост.  Данная продукция всегда имеет спрос со стороны покупателей, что сказывается на интенсивной динамике ее потребления. При этом, наибольший прирост был зафиксирован в 2021 г. после замедления динамики в 2020 г. 

Показать еще