Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 18 апреля 2022

В 2017-2021 гг продажи дезинфицирующих средств и антисептиков в России увеличились в 3,4 раза: с 23,9 до 80,7 тыс т.

Пандемия привела к пересмотру сложившихся санитарно-гигиенических норм и ужесточению требований к регулярности и качеству дезинфекции.

По данным «Анализа рынка дезинфицирующих средств в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, в 2017-2021 гг продажи дезсредств и антисептиков в стране увеличились в 3,4 раза: с 23,9 до 80,7 тыс т. До пандемии рост продаж дезинфицирующих средств был обусловлен развитием основных сфер их потребления – сферы услуг, обрабатывающих производств, животноводства, медицинской отрасли.

В 2020 г активный рост рынка происходил на фоне сдерживания распространения коронавирусной инфекции. Пандемия привела к пересмотру сложившихся санитарно-гигиенических норм и ужесточению требований к регулярности и качеству дезинфекции поверхностей во всех социально-значимых пространствах и местах скопления людей. Население значительно увеличило потребление антисептиков в быту. Рост импорта дезсредств был ограничен собственными потребностями стран-производителей и логистическими трудностями из-за введения карантинных ограничений. На этом фоне в России были мобилизованы ресурсы для увеличения внутреннего производства. Российские производители смогли в 4 раза нарастить выпуск дезсредств с 17,5 тыс т в 2019 г до 72,4 тыс т в 2020 г. Доля импорта в продажах уменьшилась с 79% (средний уровень в 2017-2019 гг) до 33% в 2020 г.

В 2021 г по мере адаптации населения к эпидемической ситуации продажи дезсредств и антисептиков в России сократились до 54,6 тыс т по итогам года (на 32,3% к уровню 2020 г). В 2022 г снижение продаж дезинфектантов и антисептиков в России продолжится. Потребление средств дезинфекции уменьшится до нового равновесного уровня, который будет превышать допандемийные значения.

Дополнительным фактором снижения продаж в 2022 г станет обострение геополитической обстановки и уход с российского рынка значительного числа иностранных торговых и производственных предприятий, ресторанных сетей – потребителей дезсредств. Рост оптовых и розничных цен на дезинфицирующие средства на фоне девальвации рубля и увеличения логистических издержек дилеров и производителей также будет сдерживать развитие рынка. Высокая социальная значимость данной товарной категории и изменение санитарно-гигиенических норм из-за пандемии коронавируса позволят избежать значительного падения продаж. Использование дезинфицирующих средств на предприятиях пищевой промышленности, в животноводстве, медицине, ресторанном, отельном бизнесе и многих других сферах регулируется государственными, отраслевыми и внутренними нормативными актами. Применение дезинфектантов корпоративным сектором не может быть существенно ограничено, так как является необходимым для обеспечения эпидемической безопасности и здоровья граждан.

Уход с российского рынка западных компаний и удорожание доллара ускорят импортозамещение. Российские предприятия, уже имеющие опыт расширения производства (в 2020 г), смогут нарастить продажи отечественных дезпрепаратов. К 2026 г доля импорта в продажах дезсредств может быть уменьшена до 16-18%.

BusinesStat Анализ рынка дезинфицирующих средств в России в 2017-2021 гг, прогноз на 2022-2026 гг. Потенциал импортозамещения и новые рынки сбыта 100 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 17 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) ESG в России: адаптация к новым условиям и перспективы на Востоке Восточные рынки, включая Китай и Индию, открывают новые возможности для бизнеса в отношении ESG, а внутренние инициативы усиливают экологические проекты.

До начала СВО российские компании активно развивали ESG-направления, что позволяло привлекать западных инвесторов и выпускать «зеленые» облигации. Например, объем размещений ESG-облигаций в 2021 году составил 211,9 млрд. рублей, но уже в 2022 году этот показатель составил всего лишь 106,2 млрд. Компании перестраивали свои бизнес-процессы, ориентируясь на экологические и социальные факторы.

В результате санкций западные страны практически прекратили сотрудничество с Россией по ESG-направлениям. Прекращены контакты с такими ключевыми агентствами, как GRI и CDP, что ограничило доступ к международным стандартам в сфере устойчивого развития.
Переориентация российского бизнеса на восточные рынки, включая Китай и Индию, привела к новым возможностям для ESG. В частности, Индия установила цель достичь углеродной нейтральности к 2070 году и планирует к 2030 году сократить углеродоемкость на 45%, что делает ее перспективным партнером.

В 2023 году на российском рынке появились новые ESG-инструменты, включая облигации устойчивого развития. Однако отсутствие значимых экономических стимулов по-прежнему ограничивает развитие этого сегмента. Эмитенты и инвесторы пока не получают ощутимых выгод от верификации выпуска в качестве ESG-инструмента, а эффект снижения ставок для «зеленых» облигаций (greenium) остается незначительным.

Для поддержки ESG-рынка были введены новые стандарты, такие как социальная таксономия, однако немногие компании в полной мере понимают, как ей пользоваться. Кроме того, финансовый сектор по-прежнему недостаточно открыт: информация о ESG-портфелях многих банков остается закрытой, что затрудняет создание полной картины рынка устойчивого финансирования.

Тем не менее в 2024 году Россия продолжила активное развитие ESG-проектов. Банк России взял на себя ведущую роль, занимаясь разработкой рекомендаций для банков и компаний по учету ESG-факторов. Этот шаг стал важной вехой для дальнейшего расширения устойчивого финансирования в стране.
Комплексный анализ и обзор тенденций ESG в России доступны в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Развитие ESG-повестки в России: стратегия и перспективы. Июнь, 2024».

Показать еще