Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
BusinesStat, 31 марта 2022

За 2017-2021 гг производство крупной бытовой техники в России выросло на 18%: с 10,1 до 12,0 млн шт.

В стране не хватает собственных комплектующих: электроники, электромоторов, алюминиевых и угольных фильтров для вытяжек.

По данным «Анализа рынка крупной бытовой техники в России», подготовленного BusinesStat в 2022 г, за 2017-2021 гг ее производство в стране выросло на 18%: с 10,1 до 12,0 млн шт. Отметим, что рост импорта за исследуемое пятилетие составил 43,7% относительно 2017 г (с 11,7 до 16,8 млн шт). После резкого сокращения импорта в 2014-2015 гг, уже в 2016 г объемы российского выпуска и поставок продукции из-за рубежа практически сравнялись, а начиная с 2017 г импорт в 1,2-1,5 раз превышал объемы отечественного производства КБТ. Таким образом, можно говорить о том, что импортозамещения на российском рынке техники в 2017-2021 гг не произошло, даже несмотря на слабость рубля и большую ценовую конкурентоспособность российской техники на этом фоне.

Участники рынка отмечают, что в стране не хватает собственных комплектующих для производства крупной бытовой техники: электроники, электромоторов, алюминиевых и угольных фильтров для вытяжек. Более активное наращивание отечественного выпуска КБТ ограничивали, с одной стороны, сниженная покупательская способность россиян, а с другой – валютный курс. В пятерку крупнейших производителей крупной бытовой техники в стране входят локализованные предприятия иностранных компаний, четверо из которых в марте 2022 г объявили либо о приостановке поставок своей продукции в Россию, либо об остановке работы своих заводов.

Наибольшая доля в структуре российского производства крупной бытовой техники принадлежит стиральным машинам (их удельный вес в 2017-2021 гг составлял в среднем 46,0%), холодильникам и морозильникам (32,3%) и отдельностоящим плитам (15,4%). Более современные виды КБТ либо не производятся вовсе (посудомоечные машины), либо производятся в минимальных объемах (встраиваемые духовые шкафы и варочные поверхности). Выпуск микроволновых печей за 2017-2021 гг практически прекратился.

По состоянию на конец марта 2022 г сложно спрогнозировать масштаб последствий внешнеполитического кризиса. Можно ожидать возвращения некоторых компаний на российский рынок после прекращения «спецоперации» в Украине. Большую проблему, на наш взгляд, представляют санкции в отношении России от стран антивоенной коалиции. Так, по оценкам Минпромторга, любая современная техника (включая телевизоры, холодильники, стиральные машины) содержит компоненты с американской интеллектуальной собственностью, а значит, на рынке неизбежно возникнет дефицит комплектующих для производства. Для адаптации к новым условиям производителям понадобится время, и все это на фоне продолжающегося сжатия платежеспособного спроса и невероятной дороговизны кредитов для развития отрасли.

Вариант замещения европейской техники продукцией из Китая, стран Юго-Восточной Азии и Турции более вероятен. С востока Россия остается в определенной мере открытой, а в 2021 г порядка 70% импорта приходилось на Китай, Беларусь и Турцию, которые, по всей видимости, не поддержат санкции.

BusinesStat Анализ рынка крупной бытовой техники в России в 2020-2024 гг, прогноз на 2025-2029 гг 134 400 ₽
Материалы по теме
Статья, 28 марта 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Розничные продажи товаров для спорта и отдыха могут превысить 200 млрд руб. в 2028 году Российский рынок спортивных товаров развивается стабильными темпами, демонстрируя рост выручки и устойчивый спрос.

Российский рынок розничной торговли товарами для спорта и активного отдыха продолжает демонстрировать стабильный рост, несмотря на рыночные колебания. В 2023 году совокупная выручка специализированных ритейлеров в этом сегменте приблизилась к 170 млрд рублей, что на 10,5% больше, чем годом ранее. В первой половине 2024 года показатель достиг 83,6 млрд рублей, и ожидалось, что по итогам года, благодаря дальнейшему росту, выручка составит почти 180 млрд рублей. Прогнозы до 2028 года также остаются положительными: ожидаемый совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составит 4,5%, что указывает на устойчивый спрос и дальнейшее развитие отрасли. В денежном выражении продажи товаров для спорта и отдыха могут превысить 200 млрд руб.

Показать еще