Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
TEBIZ GROUP, 12 марта 2022

Обзор рынка сельскохозяйственной техники: тренды и структура

Проанализировали и оценили российский рынок СХ техники. За 2021 год рост рынка в долларах оценивается в 32%, в рублях - на 35%. Рост рынка благодаря активному наращиванию импорта и производства.

Чего ждать на рынке сельхозтехники

Сельскохозяйственное машиностроение - это одна из ключевых отраслей российской экономики. Она выполняет очень важную задачу обеспечения агропромышленных предприятий необходимой для работы техникой, но при этом вынуждена существовать в условиях низкого уровня платежеспособности своих потребителей. Поэтому основной проблемой для предприятий этого сегмента является высокая зависимость от целевых государственных программ, стимулирующих спрос со стороны сельхозорганизаций.

В будущем следует ожидать уменьшения объемов производства рассматриваемого товара в силу спада российской экономики из-за санкций на фоне геополитических отношений с Украиной. Помимо этого факторами, которые могут притормозить развитие отрасли, являются: беспрецедентный рост цен на металл, постоянно растущие тарифы на электроэнергию, а также увеличение цен на горюче-смазочные материалы. При этом в среднесрочной перспективе стоит ожидать повышения уровня производства сельскохозяйственной техники в России на фоне роста спроса на товар со стороны российских потребителей. Государству выгодно поддерживать инвестиции в обновление сельхозтехники, поскольку российский АПК остается не дооснащенным современной техникой, а кое-где парки сельхозпредприятий нуждаются в тотальной замене из-за полного устаревания.

Рынок сельскохозяйственной техники в России, по оценкам TEBIZ GROUP, резко вырос в 2021 году за счет резкого роста импорта (рост более 33%) и внутреннего производства (более 25%) и превысил 4,4 млрд. долларов.

Ситуация с импортозамещением

С 2017-2020 гг. приток иностранной техники в страну резко падал на фоне растущего производства, однако ситуация коренным образом изменилась в 2021 году вследствие резкого увеличения объемов ввоза. Большая часть рынка формируется продукцией импортного производства - более 75% в 2021 году против 69% в 2020 году. По оценкам TEBIZ GROUP, объем внутреннего производства превысил 530 тысяч единиц техники.

Структура рынка сельскохозяйственного оборудования

Наибольшую долю в структуры продаж в натуральном выражении занимали сенокосилки и прочие косилки (около 44%). Более 26% занимали бороны, рыхлители и культиваторы, около 5% приходилось на оборудование для птицеводства.

Какие виды сх техники производят российское машиностроение?

Российские производители выпускают различную технику, но самыми крупными сферами сельхозмашиностроения являются дробилки для кормов, культиваторы, минитракторы, плуги, рыхлители, птицеводческое оборудование, бороны и сх погрузчики.

Основные производители сельскохозяйственной техники в России

Среди крупнейших производителей техники такие российские производители как:

  • ООО `КЗ `РОСТСЕЛЬМАШ`
  • АО `ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД`
  • ООО `МИГ `КТЗ`
  • ЗАО СП `БРЯНСКСЕЛЬМАШ`
  • ООО `ДЖОН ДИР РУСЬ`
  • ООО `СИЭНЭЙЧ ИНДАСТРИАЛ РУССИЯ`
  • ООО `КЛААС`
  • АО `КЛЕВЕР`
  • АО `ЕВРОТЕХНИКА`
  • ООО `РОПА РУСЬ`
  • ООО `ГРИММЕ-РУСЬ`
  • ООО `ТЕХНА`
  • ЗАО `КО - НЕВА`
  • ООО `ПЕГАС-АГРО`
  • ООО `ХОРШ РУСЬ`
  • ООО `РОМАКС`
  • ООО `ВОРОНЕЖСЕЛЬМАШ`
  • ООО `АГРО`
  • ООО `КВЕРНЕЛАНД ГРУП СНГ`
  • ООО СП `УНИСИБМАШ`

Какие импортные бренды сх техники есть на рынке?

Основные импортные бренды на российском рынке сх оборудования в 2021 году:

  • JOHN DEERE - более 150 млн.долл.
  • CLAAS - более 60 млн.долл
  • NEW HOLLAND - более 55 млн.долл
  • PONSSE - более 50 млн.долл
  • VADERSTAD - более 40 млн.долл
  • HORSCH
  • BIG DUTCHMAN
  • AMAZONE
  • HUTER
  • BOURGAULT
  • HARTMANN
  • CASE IH
  • KUHN
  • KRONE
  • MACDON
  • LEMKEN
  • MASCHIO GASPARDO
  • KOMATSU
  • MAKITA
  • VALLI

Какие страны заработали больше всего на продаже сх техники в РФ?

Германия является лидеров по стоимости проданного в Россию сх оборудования, объем поставок достигал почти 400 млн.долларов. Ранее также высокие объемы импорта имели Нидерланды, но в последние годы поставки из страны сократились более чем в 2 раза. Активно наращивает свое присутствие на российских полях техника из Беларуси и Китая, которые в ближайшие годы выйдут в лидеры поставок на фоне санкций.

На импортном рынке сх оборудования наблюдается интересный сезонный тренд - цены минимальны в начале года и вырастают к началу посевного сезона в 2-3 раза. В октябре каждый год цены обваливаются до прежнего минимального уровня, после чего наблюдается скачок в ноябре до летних показателей и затем снова обвал в декабре и выход на минимальный уровень к началу следующего года.

Основные сегменты импорта

В стоимостном выражении основные ТОП-5 сегмента импорта продукции в РФ выглядят так:

  • Машины для уборки урожая, машины или механизмы для обмолота - 26,2%
  • Прочее оборудование для лесного хозяйства - 20,2%
  • Бороны, рыхлители, культиваторы, полольники и мотыги - 10,0%
  • Сеялки, сажалки и рассадопосадочные машины - 9,7%
  • Сенокосилки, косилки для газонов - 5,4%

Экспортная активность

Более 55% экспорта отправляется в Казахстан. Также существенная часть отправляется в ближайшие страны, такие как Беларусь, Украина, Литва.

Из российского экспорта наибольший доход производителям приносили машины для уборки урожая, машины или механизмы для обмолота, бороны, рыхлители, культиваторы, полольники и мотыги, сеялки, сажалки и рассадопосадочные машины.

TEBIZ GROUP Анализ рынка сельскохозяйственной техники в России - 2022. Показатели и прогнозы 78 900 ₽
Материалы по теме
Статья, 13 февраля 2025 Компания Гидмаркет Динамика рынка пластической хирургии в России В 2024 году объем рынка пластической хирургии увеличился на 13,5%

Рынок пластической хирургии в последние годы демонстрирует яркую динамику, отражающую влияние внешних факторов. Анализ данных за 2021–2024 годы позволяет выделить ключевые тенденции и факторы, определившие развитие отрасли.

В 2021 году рынок пластической хирургии показал значительный прирост на 27,7%. Этот скачок стал следствием отложенного спроса, вызванного пандемийными ограничениями 2020 года. Многие плановые процедуры были перенесены из-за карантинных мер и переориентации медицинских учреждений на борьбу с COVID-19. Кроме того, в этот период наблюдался повышенный интерес к улучшению внешности, что стало реакцией на длительную самоизоляцию и рост популярности видеоконференций, где люди чаще обращали внимание на свою внешность.

Однако уже в 2022 году рынок столкнулся с резким снижением на 10,0%. Основными причинами стали геополитическая нестабильность, снижение покупательской способности населения из-за санкций и инфляции, а также общая неопределенность экономической ситуации. Эти факторы привели к сокращению спроса на дорогостоящие процедуры, так как потребители стали более осторожно подходить к тратам.

В 2023 году рынок начал восстанавливаться, что свидетельствует о постепенной адаптации к новым экономическим условиям и возвращении потребительского спроса. Пациенты стали чаще обращаться за услугами пластической хирургии, что говорит о восстановлении доверия к отрасли и улучшении финансового положения части населения.

Согласно предварительной оценке, в 2024 году объем рынка пластической хирургии увеличился на 13,5%. Однако этот рост был в значительной степени обусловлен ценовым фактором. За вычетом инфляции реальный объем рынка сократился на 1,1%. Замедление темпов прироста указывает на стабилизацию рынка, что может быть связано с несколькими причинами:

Статья, 13 февраля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Рынок ритейла в сегменте товаров для спорта и отдыха демонстрирует уверенное восстановление Выручка ритейлеров, занимающихся продажей товаров для спорта и отдыха в России, продемонстрировала уверенный рост в 2023 году, а продажи спортивной одежды превысили показатели до пандемии.

По данным официальной статистики, по итогам 2023 года совокупная выручка компаний на розничном рынке спортивных товаров составила 168,6 млрд. руб., увеличившись на 10,5% по сравнению с предыдущим годом. При этом общая выручка от продаж компаний, вошедших в мониторинг «AnalyticResearchGroup» (900+ компаний, занимающихся розничной торговлей спортивным оборудованием и спортивными товарами), увеличилась на 6,5% и составила 211,1 млрд. руб.

Согласно данным, полученным в ходе мониторинга, совокупная чистая прибыль этих компаний достигла 30,1 млрд. руб., что превышает показатель 2022 года. Одновременно с этим совокупный чистый убыток сократился с 8 млрд. руб. до 844,2 млн. руб. Такое изменение, отчасти было вызвано тем, что компания ООО «ОКТОБЛУ», специализирующаяся на продаже спортивных товаров и являющаяся дистрибьютором известных брендов, в 2022 году завершила год с убытком в 7,6 млрд рублей. Однако в 2023 году компания продемонстрировала впечатляющий финансовый рост, зафиксировав прибыль в размере 2,6 млрд. руб. При этом доля прибыльных организаций в сегменте в 2023 году составила 75,1%.

Что касается развития смежных рынков, можно отметить, что рынок спортивной одежды в России в 2023 году претерпел значительные изменения. Восстановление потребительской способности и доходов населения стимулировало рост продаж. Повышенный интерес к различным видам спорта и физической активности также поспособствовал увеличению спроса на спортивную одежду. Все эти факторы в совокупности привели к тому, что объем продаж спортивной одежды в России в 2023 году превысил показатели, наблюдавшиеся до пандемии.

Получить детальную информацию о развитии рынка можно в исследовании «AnalyticResearchGroup» «Рынок ритейла в России: товары для спорта и отдыха. Май, 2024».

Показать еще