Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
SmartConsult, 5 марта 2022

Пандемия COVID-19 как фактор развития российского рынка БАД

Стремление россиян повысить сопротивляемость организма к инфекциям и снизить обеспокоенность из-за пандемии COVID-19 стало значимым драйвером развития спроса на определенные виды БАД в 2020-2021 гг.

Стоит отметить, что в РФ понятие «биологически активные добавки» появилось в середине 90-х годов как результат научных исследований по вопросом рационального питания и укрепления иммунитета. Ввиду данного факта сегодняшний день отечественный рынок БАД развивается в двух направлениях: как сегмент фармацевтической индустрии и специализированная отрасль пищевой промышленности.

Важной особенностью развития российского рынка БАД, по оценке аналитиков консалтинговой компании "Смарт Консалт Груп" является расширение каналов сбыта. После отмены СанПин 2.3.2.1290-03, запрещающего дистанционную продажу биологически активных добавок, в январе 2021 года большое распространение получила диджитал-торговля. Драйвером роста стала также и коронавирусная инфекция. Сегодня многие производители БАД стараются ориентировать свои бизнес-модели и стратегии развития в сторону e-commerce, активно сотрудничая с маркетплейсами — OZON, WB, СберМегаМаркет и пр.

Тем не менее, как отмечает генеральный директор ООО «СТМФАРМ» Бабинцев Денис Витальевич, основным каналам реализации БАД конечным потребителям традиционно остаются оффлайн-аптеки, где покупатель может получить квалифицированную помощь и быть уверенным в качестве продукта. На их долю приходится более 70% от общего объема потребления в России.

Согласно оценке "Смарт Консалт Груп" спрос на БАД в России вот уже несколько лет демонстрирует положительную динамику: среднегодовой темп роста (CAGR) в 2019-2021 гг. составил 8,5% в стоимостном эквиваленте. При этом в натуральном выражении в ретроспективе трех лет отечественный рынок «просел» примерно на 1,5%. Данный факт обусловлен, прежде всего, перераспределением потребительского спроса в сторону премиальных БАД. Например, если в 2010-е годы биодобавки покупали в основном люди в возрастной группе 35-45 лет, то сейчас наиболее активными покупателями выступают миллениалы и зумеры — население от 20 до 40 лет — с уровнем дохода средний и выше среднего.

Кроме того, дополнительным фактором спроса на БАД в анализируемый период стала популяризация ЗОЖ. Согласно данным "Смарт Консалт Груп", на начало 2021 года около 5% мужчин и 8,1% женщин в нашей стране являются приверженцами здорового образа жизни.

В качестве еще одного драйвера спроса на биодобавки можно отметить развитие рынка превентивной медицины, поскольку основной тезис pro-health — «Не лечить, а предотвращать заболевания», а pro-age «Продлить молодость всего организма на долгие годы», то БАД, позволяющие поддерживать функциональность организма и восполнять дефицитные микроэлементы, становятся основным инструментом реализации этих принципов.

Что касается структуры спроса в разрезе видов БАД, то здесь наиболее популярными, по результатам онлайн-опроса потребителей, являются витаминно-минеральные комплексы, воздействующие на общее состояние организма и способствующие его нормализации: повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение дефицита витаминов и пр. Данный сегмент отметили 78,3% от числа опрошенных.

Таким образом, потенциал развития российского рынка БАД до 2025 года достаточно высок, а спрос на услугу еще очень далек от насыщения.

SmartConsult Анализ российского рынка БАД 32 000 ₽
Материалы по теме
Показать еще