Основным драйвером рынка является переток потребителей из офлайна в онлайн. В условиях режима самоизоляции и закрытия физических магазинов интернет оказался для россиян основным каналом покупки многих категорий товаров, что ускорило рост аудитории e-commerce. После окончания основных карантинных ограничений темпы прироста рынка только ускорились, поскольку покупатели оценили быстроту и удобство онлайн-заказов.
В условиях бурного развития сегмента маркетплейсов мебельные ретейлеры оказались в условиях необходимости выхода в онлайн-продажи. Сегодня крупные игроки рынка развивают собственные интернет-магазины мебели. Наибольших успехов добились компании, предлагающие широкий ассортимент мебели – Hoff и IKEA, а также ретейлеры, специализированные на производстве и продаже матрасов и товаров для сна – Askona и «Орматек». Тем не менее, учитывая последние тенденции рынка интернет-торговли в целом, даже крупным игрокам рынка в будущем придется сотрудничать с маркетплейсами, поскольку только крупные компании смогут быстрее внедрять новые технологии в сфере продаж, маркетинга, анализа покупательских данных и логистики.
Сегодня как отдельным мебельным сетям, так и крупноформатным маркетплейсам пока еще достаточно сложно наладить полноценные интернет-продажи мебели ввиду ряда технических сложностей, включая отсутствие либо недостаточно высокое качество технологий визуализации и подбора мебели разных производителей для различных интерьеров. Однако уже сейчас на ведущих российских маркетплейсах успешно продаются простые элементы мебели и сопутствующих товаров, включая бытовую химию, интерьерные вещи и негабаритную мебель (компьютерные столы и кресла, стулья, комоды и т.д.).
Тем не менее, именно в продажах крупногабаритной сложной мебели, требующей визуализации, состоит качественный скачок в развитии рынка интернет-торговли мебелью в России. При этом очевидно, что создание полноценной ИТ- и логистической инфраструктуры для осуществления таких продаж настолько сложно и финансово затратно, что отдельным компаниям подобные проекты окажутся не под силу.
Однако в условиях очевидного тренда по развитию рынка интернет-торговли в России в формате маркетплейсов следует ожидать ускорения процессов сотрудничества российских мебельных ретейлеров с крупнейшими онлайн-игроками рынка. Учитывая огромные инвестиционные ресурсы, которые привлекают ведущие игроки российского рынка интернет-торговли, создание полноценной ИТ-инфраструктуры продаж мебели является вопросом 4-6 лет. При этом наибольшую выгоду из такого сотрудничества смогут извлечь небольшие мебельные производители и ретейлеры, которым не под силу организовать собственную платформу омниканальных продаж мебели и сопутствующих товаров.