В каких-то странах чаевые распространены настолько широко, что рестораторы рассчитывают на них при формировании зарплаты персонала, в других странах оставлять чаевые непринято или вовсе запрещено. Россия в данном аспекте занимает пограничное положение, а наличие или отсутствие чаевых остается на усмотрение потребителя. Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021», треть опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских никогда не оставляют чаевые.
В прошлом году в период первой волны пандемии количество посетителей, оставляющих чаевые, заметно выросло, как и их размер. На это могло повлиять желание гостей поддержать любимые заведения в период ограничений, а также развитие технологий для бесконтактного поощрения персонала. В 2021 году согласно результатам опроса количество респондентов, оставляющих чаевые, существенно сократилось. Так, если годом ранее данную инициативу не поддерживали 29% опрошенных, то в 2021 году – уже 33,3%. Впрочем, если рассматривать структуру ответов по размеру чаевых, можно заметить, что заметное сокращение произошло только в группе опрошенных, оставляющих на чай не более ₽100.
Размер чаевых, оставляемых гостями кофеен и кафе-кондитерских, остается довольно скромным. Примерно четверть респондентов оставляют на чай не более ₽100, а 16% – от ₽100 до ₽200. Только десятая часть опрошенных поощряют персонал кофеен более чем на ₽200.