Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 20 января 2022

Россияне стали реже оставлять чаевые в кофейнях

Отношение посетителей заведений общепита к дополнительному денежному поощрению значительно различается в зависимости от культурного и странового контекста.

В каких-то странах чаевые распространены настолько широко, что рестораторы рассчитывают на них при формировании зарплаты персонала, в других странах оставлять чаевые непринято или вовсе запрещено. Россия в данном аспекте занимает пограничное положение, а наличие или отсутствие чаевых остается на усмотрение потребителя. Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021», треть опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских никогда не оставляют чаевые.

В прошлом году в период первой волны пандемии количество посетителей, оставляющих чаевые, заметно выросло, как и их размер. На это могло повлиять желание гостей поддержать любимые заведения в период ограничений, а также развитие технологий для бесконтактного поощрения персонала. В 2021 году согласно результатам опроса количество респондентов, оставляющих чаевые, существенно сократилось. Так, если годом ранее данную инициативу не поддерживали 29% опрошенных, то в 2021 году – уже 33,3%. Впрочем, если рассматривать структуру ответов по размеру чаевых, можно заметить, что заметное сокращение произошло только в группе опрошенных, оставляющих на чай не более ₽100.

Размер чаевых, оставляемых гостями кофеен и кафе-кондитерских, остается довольно скромным. Примерно четверть респондентов оставляют на чай не более ₽100, а 16% – от ₽100 до ₽200. Только десятая часть опрошенных поощряют персонал кофеен более чем на ₽200.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 8 июля 2025 BusinesStat В 2024 г продажи камер видеонаблюдения в России снизились на 4% и составили 6 млн шт. Спад продаж был во многом связан с уходом из России китайского вендора Hikvision.

По данным «Анализа рынка камер видеонаблюдения в России», подготовленного BusinesStat в 2025 г,  в 2024 г их продажи в стране снизились на 4% к предыдущему году и составили 6 млн шт. Сложившаяся ситуация была связана как с внутренними, так и с внешними причинами. С одной стороны, исчерпался эффект отложенного спроса: в 2023 г покупки совершали те, кто отложил приобретение новых и замену устаревших устройств в 2022 г, а в 2024 г потребность в них была удовлетворена, и при этом существенно выросла ключевая ставка Банка России, что сказалось на доступности кредитов. С другой стороны, о своем уходе с рынка сообщил один из крупнейших поставщиков Hikvision (Китай), занимавший около трети продаж видеокамер в стране. Позднее компания вернулась под новым брендом iFlow, но на протяжении нескольких месяцев в 2024 г техника Hikvision была недоступна.

Показать еще