Все категории
Все категории
Потребительские товары
Потребительские услуги
СМИ и реклама
Сельское хозяйство
Промышленность
Строительство и недвижимость
Тара и упаковка
Транспорт и логистика
IT и телекоммуникации
Услуги для бизнеса
Финансовые рынки, Компании
Макроэкономика
РБК Исследования рынков, 20 января 2022

Россияне стали реже оставлять чаевые в кофейнях

Отношение посетителей заведений общепита к дополнительному денежному поощрению значительно различается в зависимости от культурного и странового контекста.

В каких-то странах чаевые распространены настолько широко, что рестораторы рассчитывают на них при формировании зарплаты персонала, в других странах оставлять чаевые непринято или вовсе запрещено. Россия в данном аспекте занимает пограничное положение, а наличие или отсутствие чаевых остается на усмотрение потребителя. Согласно результатам социологического опроса, проведенного «РБК Исследованиями рынков» в рамках подготовки обзора «Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021», треть опрошенных посетителей кофеен и кафе-кондитерских никогда не оставляют чаевые.

В прошлом году в период первой волны пандемии количество посетителей, оставляющих чаевые, заметно выросло, как и их размер. На это могло повлиять желание гостей поддержать любимые заведения в период ограничений, а также развитие технологий для бесконтактного поощрения персонала. В 2021 году согласно результатам опроса количество респондентов, оставляющих чаевые, существенно сократилось. Так, если годом ранее данную инициативу не поддерживали 29% опрошенных, то в 2021 году – уже 33,3%. Впрочем, если рассматривать структуру ответов по размеру чаевых, можно заметить, что заметное сокращение произошло только в группе опрошенных, оставляющих на чай не более ₽100.

Размер чаевых, оставляемых гостями кофеен и кафе-кондитерских, остается довольно скромным. Примерно четверть респондентов оставляют на чай не более ₽100, а 16% – от ₽100 до ₽200. Только десятая часть опрошенных поощряют персонал кофеен более чем на ₽200.

РБК Исследования рынков Российский рынок кофеен и кафе-кондитерских 2021 69 000 ₽
Материалы по теме
Статья, 29 апреля 2025 AnalyticResearchGroup (ARG) Сладкий баланс: рынок тортов и пирожных в поиске точек роста Рынок тортов и пирожных в России вырос до 760 млн штук, но в ближайшие годы его может ожидать стагнация.

Несмотря на общее восстановление, показатели рынка тортов и пирожных в России остаются нестабильными: за период с 2017 по 2023 год совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) составил –0,6%. По оценкам, в 2023 году объем видимого потребления (производство с учетом импорта и за вычетом экспорта) увеличился на 6,4%, достигнув 379,7 тыс. тонн. В пересчете на штуки (при среднем весе одного торта или пирожного 500 граммов) это около 760 млн единиц. Однако в ближайшие годы рынок, по прогнозам, будет практически стагнировать: в 2024 году ожидался спад почти на 6%, а к 2028 году объем потребления может сократиться до 357,9 тыс. тонн — это чуть более 715 млн штук в год.

Показать еще