По данным "Анализа рынка домашнего текстиля в России", подготовленного BusinesStat в 2021 г, за 2016-2020 гг его продажи в стране выросли на 20,1%: с 230,3 до 276,6 млн шт. Наибольший темп прироста пришелся на 2017 г (+9,7% к уровню предыдущего года) и был обусловлен реализацией спроса, отложенного в нестабильные 2014-2016 гг.
В 2020 г новый виток кризиса привел к снижению реальных доходов россиян, что вкупе с существенным ростом цен на продукцию снизило покупательскую способность и вызвало сокращение продаж домашнего текстиля в стране на 4,1% к относительно предыдущего года. Дополнительным негативным фактором в 2020 г стали карантинные меры из-за пандемии коронавируса. Закрытие торговых центров, точек продаж в период самоизоляции практически полностью заблокировало розничную торговлю. От более серьезного обвала рынок удержали следующие факторы:
- Длительный локдаун, ограничения на поездки привели к перераспределению расходов семейных бюджетов – деньги, ранее отложенные на туризм и развлечения, частично были потрачены на обустройство жилья, в том числе на покупку домашнего текстиля.
- Пандемия коронавируса значительно ускорила тенденции последних лет – увеличение объемов розничной торговли через онлайн-каналы и расширение сети пунктов выдачи маркетплейсов.
В 2016-2020 гг в структуре продаж домашнего текстиля наибольшую долю занимали полотенца – в среднем 45,9% от суммарного показателя. На втором месте – постельное белье, удельный вес которого составлял порядка 27,6%. Третье место принадлежало шторам, на долю которых приходилось в среднем 7,2% от объема реализации домашнего текстиля в 2016-2020 гг.
Отметим, что зависимость от импорта наиболее высока на рынке полотенец: в 2020 г в Россию было ввезено 113,3 млн полотенец при уровне отечественного производства 21,3 млн шт. При этом в предложении постельного белья преобладает продукция российского происхождения: в 2020 г в стране было выпущено 66,8 млн шт постельного белья, а импортировано 10,4 млн шт. Вклад отечественного производства и импорта на рынке штор примерно одинаковый: 10,2 и 10,5 млн шт в 2020 г соответственно.