По данным «Анализа рынка садовых и горшечных растений в России», подготовленного BusinesStat в 2021 г, в 2016-2020 гг их продажи в стране ежегодно росли, в целом за пятилетие они увеличились почти на 50%: с 332 до 498 млн шт. Наибольший рост продаж пришелся на кризисный 2020 г и составил 21,6%. Дело в том, что в 2020 г наступление дачного сезона выпало на самый пик самоизоляции. Ситуация на рынке труда оставляла желать лучшего, доходы снижались, зато свободного времени у жителей стало гораздо больше. По этой причине значительная часть россиян сконцентрировалась на дачных заботах. Положительно на рынке сказалось и закрытие внешних границ. По данным Росстата, число туристических поездок российских граждан в зарубежные страны в 2020 г уменьшилось на 72,7% (по сравнению с 2019 г): с 45,33 до 12,36 млн поездок. Пандемия послужила мощным драйвером роста рынка и горшечных растений. Во время самоизоляции люди вынуждены были много времени проводить в квартирах, поэтому они стали активно озеленять балконы и интерьеры. При этом эксперты отмечают возросший спрос со стороны молодежи.
Сейчас на отечественном рынке садовых и горшечных растений преобладают две тенденции. С одной стороны, растет спрос на декоративные растения, применяемые в озеленении, для украшения помещений, а с другой – все большим спросом пользуются рассада овощей, ягодных культур, саженцы плодовых кустарников и деревьев. Причем более активно растет спрос на кабачки, баклажаны, кукурузу, фасоль, спаржу, нежели на традиционные томаты, огурцы, капусту. Топ-5 плодовых деревьев, пользующихся наибольшим спросом, включает яблоню, вишню, грушу, сливу и абрикос, а топ-5 плодовых кустарников – жимолость, смородину, малину, крыжовник и облепиху. Возрастает интерес и к выращиванию пряных трав (базилика, орегано, мяты, кинзы и пр.), что связано с модой на ЗОЖ.
По оценкам BusinesStat, продажи садовых и горшечных растений продолжат расти в 2021-2025 гг. В ближайшие годы не ожидается заметного роста реальных доходов населения, поэтому выращивание овощей и плодово-ягодных культур позволит россиянам изрядно сэкономить на их покупке. При этом собственноручно выращенная продукция является экологически чистым продуктом, который далеко не всегда доступен потребителям.