― Каким был 2020 год для вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей? Как вели себя продажи в течение года?
― 2020 был одним из сложнейших годов для нашей компании (ООО «АР Фэшн») на российском рынке. Мы не смогли достичь финансовых целей, которые ставили перед собой. Конечно, пандемия нанесла неожиданный удар не только по России, но и по всему миру. В результате всех ограничений, которые были введены во многих странах, отточенные годами бизнес-процессы потребовали срочной корректировки или вовсе утратили право на существование. В то же время изменилось и поведение потребителей. Все это привело к тому, что на данный момент продажи обоих брендов ― U.S. Polo Assn. и Cacharel ― имеют отрицательную динамику.
― Насколько сильно пандемия скорректировала цели развития на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?
― Очевидно, что пандемия не пройдет без следа для мирового сообщества. Уже сейчас мы видим, как меняются рынки, потребительское поведение, образ жизни. Все это оказывает влияние не только на наши краткосрочные, но и на долгосрочные планы. Конечно, мы стараемся подстроиться к новой реальности. Если раньше мы планировали продолжить динамичное открытие розничных магазинов U.S. Polo Assn., то сейчас приоритеты сместились в сторону онлайн торговли: развитие собственного интернет-магазина, увеличение присутствия на маркетплейсах, развитие омниканальных продаж. Изменения затронули и внутреннюю организацию ― стало понятно, что около 30% сотрудников могут продолжить работать удаленно на постоянной основе, а значит переезд в больший офис можно отложить.
― Какие факторы оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на бизнес: ослабление российской валюты, закрытие торговых центров, снижение туристических потоков? Определились ли новые драйверы продаж?
― Несомненно, резкое закрытие всех торговых центров стало серьезным потрясением для нас. Но, что наиболее важно, ― сбой в производственной цепочке поставок. В один момент мы утратили возможность производить и получать товары, и, к сожалению, не имели возможности повлиять на ситуацию.
Если рассматривать долгосрочную перспективу, ослабление российской валюты и соответствующие изменения в потребительских предпочтениях и их приоритетах ― также негативный фактор. Покупатель стал еще более рациональным, хотя эмоциональная составляющая для брендов имеет большое значение. Здесь важно выстроить персонализированную коммуникацию с клиентом, поэтому развитие омниканальности ― в ближайших планах.
― Получалось ли договориться об отмене арендных платежей или скидках на время карантина? Все ли временно закрытые торговые точки удалось восстановить?
― Во время локдауна мы вели переговоры с торговыми центрами на предмет сокращения арендных платежей. В большинстве случаев собственники согласовывали скидку ― где-то больше, где-то меньше ― но в целом это были незначительные суммы. Из-за долгосрочных договоров нам ничего не оставалось, кроме как принять их условия. К счастью, удалось избежать закрытий. На данный момент все магазины U.S. Polo Assn. и Cacharel возобновили свою работу.
― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Есть ли запрос в России на такие тренды как экологичность продукции, возможность ее переработки и другие аспекты осознанного потребления?
― Деформализация моды началась еще задолго до пандемии. Но сейчас, когда люди привыкли проводить больше времени дома, работать на удаленке, изменились и их предпочтения в одежде. Спортивный стиль стал пользоваться большим спросом, а нестабильная экономическая ситуация сделала принятие решения о покупке более рациональным.
В последние годы такие проблемы как глобальное потепление и загрязнение окружающей среды заставляют задуматься, что мы оставим для будущих поколений. В России данный тренд только набирает обороты. Думаю, что в постпандемийный период рост будет носить экспоненциальный характер.
― Сотрудничает ли компания с маркетплейсами, и если да, то выросли ли продажи в этом канале за последний год?
Мы уже сотрудничаем с крупнейшими игроками рынка, такими как Wildberries, Lamoda, Ozon, KupiVip. После пандемии планируем расширить список партнеров. Нельзя сказать, что за время пандемии продажи через маркетплейсы значительно выросли. Прежде всего, это связано со сбоем производственных цепочек в то время. Футболки-поло всегда были номером «1» для нас, но заметный рост показала спортивная одежда ― свитшоты, джоггеры, спортивные брюки.
― Какова доля и динамика онлайн-продаж? Как компания контролирует качество клиентского опыта на этапе доставки?
― Как я упоминал, до пандемии мы уже сотрудничали с крупнейшими маркетплейсами. Интернет-магазин осуществлял доставку из-за рубежа. После пандемии изменилась схема работы интернет-магазина ― теперь доставка осуществляется с российского склада. Это позволило сократить сроки получения заказа в 5–10 раз в зависимости от региона доставки. После пандемии доля онлайн продаж выросла на 20% от общего объема.
– Будет ли в ближайшей перспективе расширяться партнерская сеть? Можно ли сказать, что за последние годы происходило снижение интереса к франчайзингу?
― Мы по-прежнему наблюдаем спрос на покупку франшизы бренда U.S. Polo Assn. В ближайшее время планируется открытие нескольких магазинов (Киров, Пермь, Хасавюрт). В долгосрочной перспективе, конечно, спрос будет падать ― мы к этому готовы. Это означает, что будут новые возможности, которыми мы должны грамотно воспользоваться.
― На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2021 году? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли?
― Нам предстоит проделать большую работу в постпандемийный период. География розничных магазинов не претерпит значительных изменений – добавится несколько городов. Что касается интернет-магазина ru.uspoloassn.com, то здесь мы ограничены лишь границами Российской Федерации ― доставка осуществляется по всей России. Также будет пересмотрена ассортиментная политика, особенно это касается бренда Cacharel. Конечно, это не значит, что из бутиков исчезнут костюмы, но, как и раньше, бренд будет отвечать требованиям мужчины, живущего в ритме мегаполиса. А сейчас эти требования изменились.
― Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год?
― Мы планируем сохранить ценовую политику обоих брендов, однако рассчитываем выстроить более персонализированную коммуникацию с клиентами за счет внедрения омниканальности.