― Каким был 2020 год для Вашей компании? Удалось ли достичь намеченных финансовых показателей? Как вели себя продажи в течение года?
― Основные ограничения в России из-за пандемии пришлись на апрель―май, а для компании ELENA FURS, которая производит и реализует верхнюю одежду из натурального меха, это самый низкий сезон, поэтому тут нам, в какой-то степени повезло. На особенные продажи в это время и в «обычные» года мы не рассчитываем. Финансовые показатели, конечно, были скорректированы, с учетом изменившейся модели потребления среди целевой аудитории. Но холодная и снежная зима во всех регионах России помогла достичь нам необходимых показателей в продажах.
― Насколько сильно пандемия скорректировала цели развития на ближайшее будущее и на долгосрочную перспективу?
― Сейчас на меховом рынке сложно говорить о долгосрочной перспективе. Думаю, что ситуация может меняться каждый год и достаточно стремительно. Много факторов будет влиять на развитие рынка. А в целях на ближайшее будущее ― вернуться к «допандемийному» уровню, возможности для этого есть.
― Какие факторы оказывали наиболее неблагоприятное воздействие на бизнес: ослабление российской валюты, закрытие торговых центров, снижение туристических потоков?
― Факторов множество. В качестве примера ― во время пандемии было истреблено поголовье скандинавской норки, что поставило на грань разорения тысячи европейских фермерских хозяйств и, как следствие, практически уничтожило меховую отрасль. И спустя полгода дефицит сырья вызвал совершенно ажиотажный спрос на последних аукционах с ростом стоимости лотов на 50–70%. Это неминуемо вызовет рост цены продукции на следующий сезон. Ну и, конечно, аукционный натуральный мех ― это валютный товар. Поэтому рост курсов валют имеет значение, шуба из качественного натурального меха скорее всего станет менее доступной для наших женщин.
― Закрытие магазинов, отсутствие туристов, разумеется, негативные факторы. Одежда из натурального меха ― это товар, который нужно увидеть, потрогать, померить, а если его некому показать в магазине, то это проблема.
― Самый главный драйвер продаж для нас, это погода ― классическая зима без аномально высоких температур и дождей, наступившая по календарю.
― Получалось ли договориться об отмене арендных платежей или скидках на время карантина? Все ли временно закрытые торговые точки удалось восстановить?
― Да, практически со всеми арендодателями у нас дружественные, партнерские отношения и нам пошли на встречу. После отмены локдауна все наши магазины работали в обычном режиме.
― Какие изменения в потребительском поведении наблюдаются на рынке? Отмечалась ли в течение года выраженная тенденция к экономии или отложенный спрос?
― Любая неопределенность в стране и в мире практически у каждого разумного человека вызывает необходимость более рационально подходить к покупкам. Даже, если фактическое снижение доходов его не коснулось. Семь раз примерь ― один раз купи. Любая продажа сейчас дается сложнее.
― Есть ли запрос в России на такие тренды как экологичность продукции, возможность ее переработки и другие аспекты осознанного потребления?
Тенденция на экологичность на нашем рынке есть, жаль, что к экологии она отношения не имеет. Всячески педалируется и продвигается идея одежды из искусственного, так называемого эко-меха, продукта переработки нефтехимических производств. Фактически же экологичной является продукция из натурального меха, которая и имеет высокий потенциал в плане перешива, переработки и не разлагается по времени, как плутоний. По счастью, многие еще это понимают.
― Сотрудничает ли компания с маркетплейсами?
― Мы работаем с маркетплейсами, но это незначительная доля среди продаж.
― Какова доля и динамика онлайн-продаж?
― Незначительная.
― Будет ли в ближайшей перспективе развивать партнерская сеть?
― Франчайзинг не развиваем и не планируем.
― На каких направлениях деятельности сфокусируетесь в 2021 году? Планируете ли расширять географию и развивать новые форматы торговли? Намерены ли корректировать ассортиментную и ценовую политику в ближайший год?
― Направления те же: производство и розничная продажа женской верхней одежды из натурального меха под брендом ELENA FURS. Будет активно развиваться региональная сеть. На сезон ассортимент будет расширен в сторону классических коллекций популярных моделей, и мы постараемся, как крупнейший производитель, обеспечить такую цену, чтобы шубы ELENA FURS могли позволить себе все ценительницы натурального меха. Еще до пандемии мы обеспечили необходимый запас сырья для наших фабрик, поэтому мы не зависим от скачков цен из-за искусственно созданного ажиотажного спроса.